Гражданская и социальная активность молодежи в контексте трнансформации практик воспроизводства ценностей: аксиологический и коммуникативный аспект

Project: Award Project

Project Details

Description

Гражданственность как ценностная основа не столько политической, сколько социальной активности остается недостаточно изученной на теоретическом уровне. Концептуализация современной ценности гражданственности должна опираться на эмпирические исследования практик коммуникации и воспроизводства ценностей. Лишь комплексное изучение действительного функционирования этой ценности в повседневной социальной активности может быть конвертировано в практические рекомендации для формирования этой ценности в молодежной среде. Проект исходит из той гипотезы, что имеется не только существенный разрыв в ценностных ориентациях, «межпоколенческий ценностный разрыв», который является неотъемлемым элементом современных/модерных обществ, но за последние десятилетия сформировался так называемый «цифровой разрыв» (digital divide). Различие в практиках и средах коммуникации между поколениями становится серьезным вызовом для российского общества и для сохранения его стабильного развития. Необходимо междисциплинарное исследование того, насколько современные коммуникативные практики влияют на формирование ценностей, фундирующих социальную активность и ответственность молодежи. Поэтому проект нацелен на проведение теоретического и эмпирического анализа гражданственности и социальной активности молодежи в контексте трансформации практик воспроизводства ценностей с особым вниманием к аксиологическому и коммуникативному аспектам. Для этого потребуется изучить современные теории гражданственности в социально-политической философии, осуществить сравнительный анализ программ гражданского воспитания в системе школьного образования (в России и Германии), а также провести эмпирические исследования (молодыми исследователями в молодежной среде) на материале социальной активности и актуальных практик коммуникации старшеклассников. В этом проекте мы предлагаем работать в общей парадигме, предложенной Хабермасом, который учитывает аксиологические и коммуникативные аспекты ценностных ориентаций, в том числе гражданственности. Сущность гражданского воспитания рассматривается через призму взаимодействия процессов социализации, воспитания и самовоспитания. В рамках философии образования методологически значимыми для связывания концептуализации гражданственности на теоретическом уровне и практических уровней ее повседневной реализации представляются подходы Д. Беннера и К. Фаренвальд, определяющие форматы обучения и освоения социальных компетенций через проекты, ориентированные на социальную ответственность (Lernen durch Engagement). Для получения сравнительной перспективы мы можем опереться на большой исследовательский проект «International Civic and Citizenship Education Study», реализуемый с 2009 года. Этот лонгитюдный европейский проект предлагает междисциплинарную, хорошо разработанную и целостную линейку инструментов для анализа социальной активности, который планируется проводить в эмпирическом блоке нашего проекта. Ожидаемые научные результаты включают обоснованную концептуализацию гражданственности, которая, с одной стороны, была бы достаточно гибкой для включения в ценностные ориентации разных молодежных субкультур, а с другой стороны, сохраняла бы преемственность поколений и обеспечивала воспроизводство традиционных для России ценностей. Будет дан сравнительный анализ эффективности педагогических практик формирования гражданских ценностей и будут изучены коммуникативные практики, обеспечивающие поддержание существования социальных проектов и воспроизводство ценностных ориентаций их участников-старшеклассников. Наконец, будут сформулированы рекомендации по трансляции ценности гражданственности в молодежной среде, которые были бы адекватны существующим коммуникативным практикам и базовым ценностным ориентациям современной молодежи.
Аннотация итогового отчета Проект был нацелен на проведение теоретического и эмпирического анализа гражданственности и социальной активности молодежи в контексте трансформации практик воспроизводства ценностей с особым вниманием к аксиологическому и коммуникативному аспектам.
Для достижения целей исследования были проанализированы теории гражданственности в современной социально-политической философии, а также рассмотрены теории возникновения и трансляции ценностей и, в частности, гражданских ценностей. В междисциплинарном ключе осуществлена типологизация зарубежных практик формирования гражданственности и социальной активности школьной молодежи. Осуществлен анализ ценностных приоритетов, которые обнаруживаются в стратегиях гражданского образования в России. Проведенное сравнение российских и зарубежных практик формирования гражданских ценностей школьной молодежи показало, что формирование гражданственности целесообразно осуществлять в кооперации с различными субъектами гражданско-социальной активности. В связи с этим был исследован вопрос о влиянии социально-ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений на процессы гражданского образования.
На основе выявленных теоретических установок было проведено масштабное эмпирическое исследование: опрос более четырехсот старшеклассников, интервью с руководителями социально-ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений. Выявлено, что существует масса гражданско-социальных проектов, которые реализуют НКО, но только лишь пятая часть опрошенных старшеклассников осведомлены о наличии в их населенных пунктах организаций, деятельность которых направлена на привлечение именно молодежи к решению социальных проблем. Исследование показало, что новые форматы коммуникации, в которых осуществляется социальное взаимодействие определяют выбор форм гражданско-социальной активности. Так, как самые значимые (в аспекте взросления школьников) виды деятельности – знакомство и общение – происходят в социальных сетях, то и активность в сети становится главным способом выразить гражданское участие. Однако Интернет-коммуникации не обеспечивают повышения личной мотивации участия в такой деятельности: несмотря на наличие у молодежи образа социально активного человека и гражданского активиста, одобряемые их референтной группой, сами старшеклассники не считают себя морально связанными таким образом гражданской активности. Более того, Интернет-коммуникации обеспечивают легкий доступ к пассивным формам участия – привлечение внимания к проблеме (лайк/репост), помощь деньгами (через смс ил системы онлайн оплаты), – но не способствуют формированию активных навыков гражданской деятельности. Последнее возможно главным образом при условии вовлеченности в уже имеющиеся гражданские проекты, которые могут быть успешны, если способны удовлетворять потребность подростков в общении и формировать позитивную самооценку в процессе социально полезной деятельности. По результатам исследования сформулированы рекомендации по концептуализации и трансляции ценности гражданственности в молодежной среде, которые были бы адекватны существующим коммуникативным практикам и базовым ценностным ориентациям современной молодежи.
В исследовании, помимо руководителя, принимали участие аспиранты и студенты УрФУ, а также пять школьников – учащихся СУНЦ УРФУ. В ходе реализации проекта было подготовлено в соавторстве 4 научных статьи, опубликованные в журналах из перечня ВАК, 3 статьи в сборнике тезисов докладов конференции, а также 1 коллективная монография, содержащая научные материалы и практические рекомендации. Результаты исследования были представлены в 16 индивидуальных и совместных докладах на различных научных и научно-практических мероприятиях.
StatusFinished
Effective start/end date19/04/201920/04/2020

UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division

Type of Financial Sources

  • RFFI

GRNTI

  • 11.07.25