The visualization of history: A new turn in the development of historical cognition

Research output: Contribution to journalArticleResearchpeer-review

2 Citations (Scopus)

Abstract

Анализируются процессы трансформации исторической науки в условиях формирования общества визуальной культуры. Наиболее очевидным показателем визуального поворота в исторической науке стало стремительное развитие визуальной антропологии, в рамках которой изучаются различные проявления визуальности и используется новый инструментарий сбора и фиксации информации (кинокамера). Об усилении процессов визуализации исторической науки свидетельствует растущая популярность историко-документального кино, музейных инсталляций, исторических реконструкций. Кратко охарактеризованы основные направления трансформации исторической науки, в том числе изменение стиля языка, расширение тематики исследований, обновление источниковой базы и методов анализа визуальных источников. Отмечено широкое использование в словаре историка понятий, связанных с визуальным подходом (образ, облик, портрет, ландшафт и пр.). Основное внимание уделяется методологическим и методическим аспектам историко-визуальных исследований, рассматриваются методологические подходы к реконструкции и механизмам формирования образа; его трансляции; влиянию на общественное сознание и поведение. Расширение современной источниковой базы исторических исследований связано со все более широким использованием аудиовизуальных источников. Особое внимание уделено такой разновидности аудиовизуальных документов, как художественные фильмы, раскрываются их потенциал и особенности репрезентации информации. Отмечено, что при анализе кинодокументов необходимо учитывать прежде всего характер отражения информации (образы «настоящего» или «прошлого»). Наиболее интересными для исторического исследования являются фильмы на современную авторам тему, поскольку они содержат значительный пласт информации, отражающей особенности материальной культуры, поведенческих моделей и отношений, социальных типажей. Показано, что для изучения аудиовизуальных источников необходимо использование особых методов, в частности метода наблюдения. В статье рассмотрены его содержание, проблемы адаптации его к изучению аудио-визуальных документов. Приводится характеристика основных этапов реализации метода наблюдения при изучении кинодокументов. Изучение визуальных источников формирует особые навыки работы с информацией.
Translated title of the contributionThe visualization of history: A new turn in the development of historical cognition
Original languageRussian
Pages (from-to)160-178
Number of pages18
JournalQuaestio Rossica
Volume3
Issue number3
DOIs
Publication statusPublished - 2015

Keywords

  • visual anthropology
  • visual history
  • image
  • method of observation in history
  • modern historiography

ASJC Scopus subject areas

  • History
  • Literature and Literary Theory
  • Visual Arts and Performing Arts
  • Language and Linguistics
  • Linguistics and Language
  • Cultural Studies

WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

GRNTI

  • 03.01.00

Level of Research Output

  • VAK List

Cite this

@article{bb2a1d8c94c14ecfa8a96dd9dd03185c,
title = "ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИИ: НОВЫЙ ПОВОРОТ В РАЗВИТИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ",
abstract = "Анализируются процессы трансформации исторической науки в условиях формирования общества визуальной культуры. Наиболее очевидным показателем визуального поворота в исторической науке стало стремительное развитие визуальной антропологии, в рамках которой изучаются различные проявления визуальности и используется новый инструментарий сбора и фиксации информации (кинокамера). Об усилении процессов визуализации исторической науки свидетельствует растущая популярность историко-документального кино, музейных инсталляций, исторических реконструкций. Кратко охарактеризованы основные направления трансформации исторической науки, в том числе изменение стиля языка, расширение тематики исследований, обновление источниковой базы и методов анализа визуальных источников. Отмечено широкое использование в словаре историка понятий, связанных с визуальным подходом (образ, облик, портрет, ландшафт и пр.). Основное внимание уделяется методологическим и методическим аспектам историко-визуальных исследований, рассматриваются методологические подходы к реконструкции и механизмам формирования образа; его трансляции; влиянию на общественное сознание и поведение. Расширение современной источниковой базы исторических исследований связано со все более широким использованием аудиовизуальных источников. Особое внимание уделено такой разновидности аудиовизуальных документов, как художественные фильмы, раскрываются их потенциал и особенности репрезентации информации. Отмечено, что при анализе кинодокументов необходимо учитывать прежде всего характер отражения информации (образы «настоящего» или «прошлого»). Наиболее интересными для исторического исследования являются фильмы на современную авторам тему, поскольку они содержат значительный пласт информации, отражающей особенности материальной культуры, поведенческих моделей и отношений, социальных типажей. Показано, что для изучения аудиовизуальных источников необходимо использование особых методов, в частности метода наблюдения. В статье рассмотрены его содержание, проблемы адаптации его к изучению аудио-визуальных документов. Приводится характеристика основных этапов реализации метода наблюдения при изучении кинодокументов. Изучение визуальных источников формирует особые навыки работы с информацией.",
keywords = "visual anthropology, visual history, image, method of observation in history, modern historiography",
author = "Lyudmila Mazur",
year = "2015",
doi = "10.15826/qr.2015.3.117",
language = "Русский",
volume = "3",
pages = "160--178",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "3",

}

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИИ: НОВЫЙ ПОВОРОТ В РАЗВИТИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. / Mazur, Lyudmila.

In: Quaestio Rossica, Vol. 3, No. 3, 2015, p. 160-178.

Research output: Contribution to journalArticleResearchpeer-review

TY - JOUR

T1 - ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИИ: НОВЫЙ ПОВОРОТ В РАЗВИТИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

AU - Mazur, Lyudmila

PY - 2015

Y1 - 2015

N2 - Анализируются процессы трансформации исторической науки в условиях формирования общества визуальной культуры. Наиболее очевидным показателем визуального поворота в исторической науке стало стремительное развитие визуальной антропологии, в рамках которой изучаются различные проявления визуальности и используется новый инструментарий сбора и фиксации информации (кинокамера). Об усилении процессов визуализации исторической науки свидетельствует растущая популярность историко-документального кино, музейных инсталляций, исторических реконструкций. Кратко охарактеризованы основные направления трансформации исторической науки, в том числе изменение стиля языка, расширение тематики исследований, обновление источниковой базы и методов анализа визуальных источников. Отмечено широкое использование в словаре историка понятий, связанных с визуальным подходом (образ, облик, портрет, ландшафт и пр.). Основное внимание уделяется методологическим и методическим аспектам историко-визуальных исследований, рассматриваются методологические подходы к реконструкции и механизмам формирования образа; его трансляции; влиянию на общественное сознание и поведение. Расширение современной источниковой базы исторических исследований связано со все более широким использованием аудиовизуальных источников. Особое внимание уделено такой разновидности аудиовизуальных документов, как художественные фильмы, раскрываются их потенциал и особенности репрезентации информации. Отмечено, что при анализе кинодокументов необходимо учитывать прежде всего характер отражения информации (образы «настоящего» или «прошлого»). Наиболее интересными для исторического исследования являются фильмы на современную авторам тему, поскольку они содержат значительный пласт информации, отражающей особенности материальной культуры, поведенческих моделей и отношений, социальных типажей. Показано, что для изучения аудиовизуальных источников необходимо использование особых методов, в частности метода наблюдения. В статье рассмотрены его содержание, проблемы адаптации его к изучению аудио-визуальных документов. Приводится характеристика основных этапов реализации метода наблюдения при изучении кинодокументов. Изучение визуальных источников формирует особые навыки работы с информацией.

AB - Анализируются процессы трансформации исторической науки в условиях формирования общества визуальной культуры. Наиболее очевидным показателем визуального поворота в исторической науке стало стремительное развитие визуальной антропологии, в рамках которой изучаются различные проявления визуальности и используется новый инструментарий сбора и фиксации информации (кинокамера). Об усилении процессов визуализации исторической науки свидетельствует растущая популярность историко-документального кино, музейных инсталляций, исторических реконструкций. Кратко охарактеризованы основные направления трансформации исторической науки, в том числе изменение стиля языка, расширение тематики исследований, обновление источниковой базы и методов анализа визуальных источников. Отмечено широкое использование в словаре историка понятий, связанных с визуальным подходом (образ, облик, портрет, ландшафт и пр.). Основное внимание уделяется методологическим и методическим аспектам историко-визуальных исследований, рассматриваются методологические подходы к реконструкции и механизмам формирования образа; его трансляции; влиянию на общественное сознание и поведение. Расширение современной источниковой базы исторических исследований связано со все более широким использованием аудиовизуальных источников. Особое внимание уделено такой разновидности аудиовизуальных документов, как художественные фильмы, раскрываются их потенциал и особенности репрезентации информации. Отмечено, что при анализе кинодокументов необходимо учитывать прежде всего характер отражения информации (образы «настоящего» или «прошлого»). Наиболее интересными для исторического исследования являются фильмы на современную авторам тему, поскольку они содержат значительный пласт информации, отражающей особенности материальной культуры, поведенческих моделей и отношений, социальных типажей. Показано, что для изучения аудиовизуальных источников необходимо использование особых методов, в частности метода наблюдения. В статье рассмотрены его содержание, проблемы адаптации его к изучению аудио-визуальных документов. Приводится характеристика основных этапов реализации метода наблюдения при изучении кинодокументов. Изучение визуальных источников формирует особые навыки работы с информацией.

KW - visual anthropology

KW - visual history

KW - image

KW - method of observation in history

KW - modern historiography

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=84992092772&partnerID=8YFLogxK

UR - http://elibrary.ru/item.asp?id=25413006

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000367473100009

U2 - 10.15826/qr.2015.3.117

DO - 10.15826/qr.2015.3.117

M3 - Статья

VL - 3

SP - 160

EP - 178

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 3

ER -