Abstract

The article is devoted to cognitive and discursive practices of construction and comprehension of the political advertising policode media text. The estimation of the addressee's practices is carried out on the basis of the analysis of semantic structure and expressive resources of the publication: the text concept sphere is constructed and the expressive methods used by the author are revealed. The assessment of the practices of the recipient is carried out by means of the eye-tracking data analysis and the results of direct poll. Eye-tracking as a psychophysiological method allows defining the distribution of the attention of audience during the perception of the publication taking into account sex and age of respondents. The key psychophysiological indicator characterizing advertising perception is the average fixation duration on publication elements. According to the results, the visual component is the main attractor of attention of political advertising. The analysis of interrelations between parameters of political advertising and the profile of functional motor asymmetry of examinees allowed revealing both the emotional and cognitive mechanism of visual component's perception. Direct poll during which respondents reveal the understanding of the main idea of the publication and define the message elements making the greatest impression, allows revealing an emotive and cognitive trace of the text. The integral frame-slot model of the dominant text concept «Election campaign» is constructed. The perlocutive effect of the publication is described.
Translated title of the contributionCOGNITIVE AND DISCURSIVE PRACTICES OF AUTHOR AND ADDRESSEE OF POLITICAL ADVERTISING MEDIA TEXTS
Original languageRussian
Pages (from-to)101-110
Number of pages10
JournalПолитическая лингвистика
Publication statusPublished - 2018

Fingerprint

advertising medium
visual perception
election campaign
asymmetry
comprehension
data analysis
recipient
semantics
resources

GRNTI

  • 16.41.00

Level of Research Output

  • VAK List

Cite this

@article{a59a14700f884a6bbc456ba3371eff95,
title = "КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ АВТОРА И АДРЕСАТА ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ",
abstract = "В статье рассмотрены когнитивно-дискурсивные практики построения и восприятия креолизованного медиатекста политической рекламы. На базе анализа смысловой структуры и выразительных ресурсов публикации проведена оценка практик адресанта; построена текстовая концептосфера и выявлены использованные автором приемы, направленные на реализацию функции воздействия. Оценка практик адресата осуществлена с помощью анализа данных айтрекинга и результатов опроса респондентов. Лабораторный психофизиологический метод айтрекинга позволил определить, как распределялось внимание аудитории в процессе ознакомления с публикацией с учетом ряда социально-демографических параметров (пол, возраст респондентов). Основным психофизиологическим показателем, характеризующим восприятие рекламы, явилась средняя продолжительность фиксации на элементах публикации, выраженная в мс. Согласно полученным результатам, визуальный компонент является основным аттрактором внимания политической рекламы в обеих группах выборки. Анализ взаимосвязей изучаемых параметров политической рекламы с профилем функциональной моторной асимметрии испытуемых позволил предположить как эмоционально-образный, так и когнитивный механизм восприятия визуального компонента. Анкетирование, в ходе которого респонденты фиксировали свое понимание основной идеи публикации и выделили элементы сообщения, которые произвели на них наибольшее впечатление, дало возможность выявить эмоциогенный и когнитивный след текста. На основании комплексного анализа построена интегральная фреймово-слотовая модель доминантного текстового концепта «Выборы», демонстрирующая динамику когнитивных признаков текстовых концептов, актуальных для автора и читателя. Описан перлокутивный эффект публикации.",
author = "Булатова, {Элина Валерьевна} and Ломтатидзе, {Ольга Валерьевна} and Алексеева, {Анна Симховна}",
year = "2018",
language = "Русский",
pages = "101--110",
journal = "Политическая лингвистика",
issn = "1999-2629",
publisher = "Уральский государственный педагогический университет",

}

TY - JOUR

T1 - КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ АВТОРА И АДРЕСАТА ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ

AU - Булатова, Элина Валерьевна

AU - Ломтатидзе, Ольга Валерьевна

AU - Алексеева, Анна Симховна

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - В статье рассмотрены когнитивно-дискурсивные практики построения и восприятия креолизованного медиатекста политической рекламы. На базе анализа смысловой структуры и выразительных ресурсов публикации проведена оценка практик адресанта; построена текстовая концептосфера и выявлены использованные автором приемы, направленные на реализацию функции воздействия. Оценка практик адресата осуществлена с помощью анализа данных айтрекинга и результатов опроса респондентов. Лабораторный психофизиологический метод айтрекинга позволил определить, как распределялось внимание аудитории в процессе ознакомления с публикацией с учетом ряда социально-демографических параметров (пол, возраст респондентов). Основным психофизиологическим показателем, характеризующим восприятие рекламы, явилась средняя продолжительность фиксации на элементах публикации, выраженная в мс. Согласно полученным результатам, визуальный компонент является основным аттрактором внимания политической рекламы в обеих группах выборки. Анализ взаимосвязей изучаемых параметров политической рекламы с профилем функциональной моторной асимметрии испытуемых позволил предположить как эмоционально-образный, так и когнитивный механизм восприятия визуального компонента. Анкетирование, в ходе которого респонденты фиксировали свое понимание основной идеи публикации и выделили элементы сообщения, которые произвели на них наибольшее впечатление, дало возможность выявить эмоциогенный и когнитивный след текста. На основании комплексного анализа построена интегральная фреймово-слотовая модель доминантного текстового концепта «Выборы», демонстрирующая динамику когнитивных признаков текстовых концептов, актуальных для автора и читателя. Описан перлокутивный эффект публикации.

AB - В статье рассмотрены когнитивно-дискурсивные практики построения и восприятия креолизованного медиатекста политической рекламы. На базе анализа смысловой структуры и выразительных ресурсов публикации проведена оценка практик адресанта; построена текстовая концептосфера и выявлены использованные автором приемы, направленные на реализацию функции воздействия. Оценка практик адресата осуществлена с помощью анализа данных айтрекинга и результатов опроса респондентов. Лабораторный психофизиологический метод айтрекинга позволил определить, как распределялось внимание аудитории в процессе ознакомления с публикацией с учетом ряда социально-демографических параметров (пол, возраст респондентов). Основным психофизиологическим показателем, характеризующим восприятие рекламы, явилась средняя продолжительность фиксации на элементах публикации, выраженная в мс. Согласно полученным результатам, визуальный компонент является основным аттрактором внимания политической рекламы в обеих группах выборки. Анализ взаимосвязей изучаемых параметров политической рекламы с профилем функциональной моторной асимметрии испытуемых позволил предположить как эмоционально-образный, так и когнитивный механизм восприятия визуального компонента. Анкетирование, в ходе которого респонденты фиксировали свое понимание основной идеи публикации и выделили элементы сообщения, которые произвели на них наибольшее впечатление, дало возможность выявить эмоциогенный и когнитивный след текста. На основании комплексного анализа построена интегральная фреймово-слотовая модель доминантного текстового концепта «Выборы», демонстрирующая динамику когнитивных признаков текстовых концептов, актуальных для автора и читателя. Описан перлокутивный эффект публикации.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36448549

M3 - Статья

SP - 101

EP - 110

JO - Политическая лингвистика

JF - Политическая лингвистика

SN - 1999-2629

ER -