Designing the Revolutionary Myth: Soviet Feature Films of 1917-1953

Research output: Contribution to journalArticleResearchpeer-review

Abstract

Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу: документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917-1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917-1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.

Translated title of the contributionDesigning the Revolutionary Myth: Soviet Feature Films of 1917-1953
Original languageRussian
Pages (from-to)168-183
Number of pages16
JournalHerald of an archivist
Issue number3
Publication statusPublished - 2017

Keywords

  • Historical memory
  • feature films
  • historical myth
  • revolutionary myth
  • stages of formation
  • structure and images of the historical myth

WoS ResearchAreas Categories

  • History

GRNTI

  • 03.00.00 HISTORY AND HISTORICAL SCIENCES

Level of Research Output

  • VAK List

Cite this

@article{88c01b37b161493392993e1b0be4e483,
title = "КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО МИФА В СОВЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. 1917-1953 ГГ",
abstract = "Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу: документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917-1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917-1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.",
keywords = "Historical memory, feature films, historical myth, revolutionary myth, stages of formation, structure and images of the historical myth",
author = "Mazur, {Liudmila N.}",
year = "2017",
language = "Русский",
pages = "168--183",
journal = "Herald of an archivist",
issn = "2073-0101",
publisher = "Russian Society of Historians and Archivists",
number = "3",

}

TY - JOUR

T1 - КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО МИФА В СОВЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. 1917-1953 ГГ

AU - Mazur, Liudmila N.

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу: документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917-1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917-1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.

AB - Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу: документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917-1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917-1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.

KW - Historical memory

KW - feature films

KW - historical myth

KW - revolutionary myth

KW - stages of formation

KW - structure and images of the historical myth

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000437259900013

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=29911259

M3 - Статья

SP - 168

EP - 183

JO - Herald of an archivist

JF - Herald of an archivist

SN - 2073-0101

IS - 3

ER -