ПОСТИМПЕРСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В КУЛЬТУРНЫХ СТРАТЕГИЯХ ХУДОЖНИКОВ: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ, НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ И ИМПЕРСКОЕ

Translated title of the contribution: POST-IMPERIAL SITUATION IN THE SOVIET RUSSIA IN CULTURAL STRATEGIES OF ARTISTS: AESTHETIC AND POLITICAL, NATIONALISTIC AND IMPERIAL

Research output: Contribution to journalArticle

Abstract

Исследуются культурная ситуация в Европе и России между мировыми войнами (1914-1945 гг.) и ее осмысление российскими интеллектуалами, принадлежащими к художественной сфере. Анализ концептов и дискурсов национального своеобразия вписан в общеевропейский процесс, охарактеризованный Б. Тренчени как «консервативная революция» и «квазиимперская парадигма». Выделен основной фактор, запускающий формирование концепций нациестроительства: распад Российской империи и переформатирование имперской идеи в течение 1920 -1930-х гг. С опорой на концепцию «имперской модернизации» Й. Арнасона описаны основные направления художественной стратегии сталинского периода. Выявлена преемственность между идеями культурного/эстетического национализма в позднеимперский период (1905-1917гг.), поисками национальной идентичности в эмигрантской среде и националистическим поворотом в сталинской культурной политике накануне Второй мировой войны. Показана тесная связь имперского и националистического дискурсов в России позднеимперского и советского периодов. Доказано, что символический ресурс философского и эстетического модернизма русского Серебряного века был активно использован в сталинской культурной политике накануне Второй мировой войны. Интеллектуальное течение «евразийство» (П. Сувчинский, А. Лурье, А. Лосев, Н. Трубецкой и др.), порожденное революцией, Гражданской и Первой мировой войнами, исследуется, с одной стороны, как реакция на советский проект нациестроительства и мировой экспансии и альтернатива им, при этом обнаруживаются точки схождения антизападного, антибуржуазного направления мысли «евразийцев» в обосновании национальной специфики русской культуры, особой международной миссии России и эстетико-политического содержания творчества ведущих мастеров конца 1930-х гг. - С. Прокофьева и С. Эйзенштейна.

Translated title of the contributionPOST-IMPERIAL SITUATION IN THE SOVIET RUSSIA IN CULTURAL STRATEGIES OF ARTISTS: AESTHETIC AND POLITICAL, NATIONALISTIC AND IMPERIAL
Original languageRussian
Pages (from-to)136-147
Number of pages12
JournalВестник Пермского университета. Серия: История
Volume39
Issue number4
DOIs
Publication statusPublished - 2017

Keywords

  • Russian modernism
  • Stalinist cultural policy
  • "Eurasianism" in art
  • Prokofiev
  • Eisenstein
  • imperial modernization
  • cultural nationalism

WoS ResearchAreas Categories

  • History

GRNTI

  • 18.41.00

Level of Research Output

  • VAK List

Cite this