On the waves of our memory": The formation of differences of opinion in Russian history textbooks (USTU-UPI, early 1990s)

Research output: Contribution to journalReview articleResearchpeer-review

Abstract

В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе
Translated title of the contributionOn the waves of our memory": The formation of differences of opinion in Russian history textbooks (USTU-UPI, early 1990s)
Original languageRussian
Pages (from-to)23-36
Number of pages14
JournalQuaestio Rossica
Volume7
Issue number1
DOIs
Publication statusPublished - 1 Jan 2019

Fingerprint

textbook
Perestroika
history
interpretation
historian
history of schools
process of teaching
Teaching
educational institution
Russia
History
1990s
Waves
History Textbooks
Russian History
staff
curriculum
interaction
Historian

Keywords

  • History teaching methods
  • History textbooks
  • Interpretation of the historical process
  • Tolerance

ASJC Scopus subject areas

  • Cultural Studies
  • Language and Linguistics
  • History
  • Visual Arts and Performing Arts
  • Linguistics and Language
  • Literature and Literary Theory

WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

GRNTI

  • 03.00.00 HISTORY AND HISTORICAL SCIENCES

Level of Research Output

  • VAK List

Cite this

@article{0517c186b8e74a5d98856d671c632ba4,
title = "«ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ...»: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОМЫСЛИЯ В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (УГТУ-УПИ, НАЧАЛО 1990-х гг.)",
abstract = "В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе",
keywords = "History teaching methods, History textbooks, Interpretation of the historical process, Tolerance",
author = "Vladimir Zapary and Vladimir Kamynin and Boris Lichman",
year = "2019",
month = "1",
day = "1",
doi = "10.15826/qr.2019.1.360",
language = "Русский",
volume = "7",
pages = "23--36",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "1",

}

TY - JOUR

T1 - «ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ...»: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОМЫСЛИЯ В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (УГТУ-УПИ, НАЧАЛО 1990-х гг.)

AU - Zapary, Vladimir

AU - Kamynin, Vladimir

AU - Lichman, Boris

PY - 2019/1/1

Y1 - 2019/1/1

N2 - В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе

AB - В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе

KW - History teaching methods

KW - History textbooks

KW - Interpretation of the historical process

KW - Tolerance

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85064804767&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=37296099

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000472133100002

U2 - 10.15826/qr.2019.1.360

DO - 10.15826/qr.2019.1.360

M3 - Обзорная статья

VL - 7

SP - 23

EP - 36

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 1

ER -