Russian religious non-conformism in the late 19th and early 20th centuries: Baptists and evangelical christians in the urals

Research output: Contribution to journalArticleResearchpeer-review

1 Citation (Scopus)

Abstract

Рассмотрен феномен российского религиозного нонконформизма на примере истории евангельского движения на Урале, прежде всего баптистов и евангельских христиан, с конца XIX в. до 1929 г. На основании широкого круга исторических источников архивного, личного, устного и печатного генезиса, а также фотодокументов и данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи проанализированы динамика численности и расселение баптистов и евангельских христиан Среднего Урала; определен этнический и гендерный состав представителей этих движений, уровень их грамотности. Кроме того, привлечена информация, полученная в ходе полевых исследований среди членов церкви баптистов Екатеринбурга (полевые материалы из личного архива Н. Ю. Поповой) и архив руководителя общины баптистов г. Екатеринбурга П. Д. Яковлева. Установлено, что развитие евангельского движения на Среднем Урале началось позднее, чем в остальных регионах России, что могло быть следствием особого статуса горнозаводского Урала и высокой концентрации старообрядческих общин - оплота раннего российского религиозного нонконформизма. Екатеринбург стал центром евангельских движений на Урале уже в конце XIX в., а к концу 1920-х гг. в городе существовали активные общины баптистов и евангельских христиан. Евангельское движение динамично развивалось на Урале в том же направлении, что и аналогичные церкви в Европе, привлекая социально активные и мобильные слои городской молодежи и женщин. Авторы предлагают рассматривать евангельские общины как общественные организации, находившиеся в оппозиции официальной религиозности, что способствовало развитию гражданского общества в стране в конце XIX - начале XX в.

Translated title of the contributionRussian religious non-conformism in the late 19th and early 20th centuries: Baptists and evangelical christians in the urals
Original languageRussian
Pages (from-to)190-206
Number of pages17
JournalQuaestio Rossica
Volume4
Issue number4
DOIs
Publication statusPublished - 2016

Keywords

  • Baptists and Evangelical Christians in Russia
  • religious conformism
  • 1897 Russian census
  • Urals
  • Protestantism
  • religions in Soviet Russia

ASJC Scopus subject areas

  • History
  • Literature and Literary Theory
  • Visual Arts and Performing Arts
  • Language and Linguistics
  • Linguistics and Language
  • Cultural Studies

WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

GRNTI

  • 21.15.00

Level of Research Output

  • VAK List

Cite this

@article{095b1a8517914e51b5d0d03052664ac1,
title = "РОССИЙСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В.: БАПТИСТЫ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ НА УРАЛЕ",
abstract = "Рассмотрен феномен российского религиозного нонконформизма на примере истории евангельского движения на Урале, прежде всего баптистов и евангельских христиан, с конца XIX в. до 1929 г. На основании широкого круга исторических источников архивного, личного, устного и печатного генезиса, а также фотодокументов и данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи проанализированы динамика численности и расселение баптистов и евангельских христиан Среднего Урала; определен этнический и гендерный состав представителей этих движений, уровень их грамотности. Кроме того, привлечена информация, полученная в ходе полевых исследований среди членов церкви баптистов Екатеринбурга (полевые материалы из личного архива Н. Ю. Поповой) и архив руководителя общины баптистов г. Екатеринбурга П. Д. Яковлева. Установлено, что развитие евангельского движения на Среднем Урале началось позднее, чем в остальных регионах России, что могло быть следствием особого статуса горнозаводского Урала и высокой концентрации старообрядческих общин - оплота раннего российского религиозного нонконформизма. Екатеринбург стал центром евангельских движений на Урале уже в конце XIX в., а к концу 1920-х гг. в городе существовали активные общины баптистов и евангельских христиан. Евангельское движение динамично развивалось на Урале в том же направлении, что и аналогичные церкви в Европе, привлекая социально активные и мобильные слои городской молодежи и женщин. Авторы предлагают рассматривать евангельские общины как общественные организации, находившиеся в оппозиции официальной религиозности, что способствовало развитию гражданского общества в стране в конце XIX - начале XX в.",
keywords = "Baptists and Evangelical Christians in Russia, religious conformism, 1897 Russian census, Urals, Protestantism, religions in Soviet Russia",
author = "Elena Glavatskaya and Nadezhda Popova",
year = "2016",
doi = "10.15826/qr.2016.4.200",
language = "Русский",
volume = "4",
pages = "190--206",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "4",

}

TY - JOUR

T1 - РОССИЙСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В.: БАПТИСТЫ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ НА УРАЛЕ

AU - Glavatskaya, Elena

AU - Popova, Nadezhda

PY - 2016

Y1 - 2016

N2 - Рассмотрен феномен российского религиозного нонконформизма на примере истории евангельского движения на Урале, прежде всего баптистов и евангельских христиан, с конца XIX в. до 1929 г. На основании широкого круга исторических источников архивного, личного, устного и печатного генезиса, а также фотодокументов и данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи проанализированы динамика численности и расселение баптистов и евангельских христиан Среднего Урала; определен этнический и гендерный состав представителей этих движений, уровень их грамотности. Кроме того, привлечена информация, полученная в ходе полевых исследований среди членов церкви баптистов Екатеринбурга (полевые материалы из личного архива Н. Ю. Поповой) и архив руководителя общины баптистов г. Екатеринбурга П. Д. Яковлева. Установлено, что развитие евангельского движения на Среднем Урале началось позднее, чем в остальных регионах России, что могло быть следствием особого статуса горнозаводского Урала и высокой концентрации старообрядческих общин - оплота раннего российского религиозного нонконформизма. Екатеринбург стал центром евангельских движений на Урале уже в конце XIX в., а к концу 1920-х гг. в городе существовали активные общины баптистов и евангельских христиан. Евангельское движение динамично развивалось на Урале в том же направлении, что и аналогичные церкви в Европе, привлекая социально активные и мобильные слои городской молодежи и женщин. Авторы предлагают рассматривать евангельские общины как общественные организации, находившиеся в оппозиции официальной религиозности, что способствовало развитию гражданского общества в стране в конце XIX - начале XX в.

AB - Рассмотрен феномен российского религиозного нонконформизма на примере истории евангельского движения на Урале, прежде всего баптистов и евангельских христиан, с конца XIX в. до 1929 г. На основании широкого круга исторических источников архивного, личного, устного и печатного генезиса, а также фотодокументов и данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи проанализированы динамика численности и расселение баптистов и евангельских христиан Среднего Урала; определен этнический и гендерный состав представителей этих движений, уровень их грамотности. Кроме того, привлечена информация, полученная в ходе полевых исследований среди членов церкви баптистов Екатеринбурга (полевые материалы из личного архива Н. Ю. Поповой) и архив руководителя общины баптистов г. Екатеринбурга П. Д. Яковлева. Установлено, что развитие евангельского движения на Среднем Урале началось позднее, чем в остальных регионах России, что могло быть следствием особого статуса горнозаводского Урала и высокой концентрации старообрядческих общин - оплота раннего российского религиозного нонконформизма. Екатеринбург стал центром евангельских движений на Урале уже в конце XIX в., а к концу 1920-х гг. в городе существовали активные общины баптистов и евангельских христиан. Евангельское движение динамично развивалось на Урале в том же направлении, что и аналогичные церкви в Европе, привлекая социально активные и мобильные слои городской молодежи и женщин. Авторы предлагают рассматривать евангельские общины как общественные организации, находившиеся в оппозиции официальной религиозности, что способствовало развитию гражданского общества в стране в конце XIX - начале XX в.

KW - Baptists and Evangelical Christians in Russia

KW - religious conformism

KW - 1897 Russian census

KW - Urals

KW - Protestantism

KW - religions in Soviet Russia

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85022051770&partnerID=8YFLogxK

UR - http://elibrary.ru/item.asp?id=27814583

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000398464900013

U2 - 10.15826/qr.2016.4.200

DO - 10.15826/qr.2016.4.200

M3 - Статья

VL - 4

SP - 190

EP - 206

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 4

ER -