Projects per year
Abstract
Словари, в которых лексика систематизирована по тематическим или семантическим классам, востребованы в преподавании русского языка как иностранного и русского языка как неродного. В школьной практике преподавания русского языка они могут применяться для пополнения словарного запаса учащихся и теоретического осмысления лексики как системы взаимодействующих классов слов. Идеографические словари служат средством изучения языковой концептуализации и категоризации мира и, следовательно, становятся источником лингвокультурологических и когнитивных исследований. Наиболее сложно организованными в идеографических словарях являются классы слов, отображающие внутренний мир человека («Эмоции», «Речь», «Интеллект»). В статье сопоставляются сетки идеографических словарей русского языка с целью выявления сходств и различий в словарном представлении лексического материала. Устанавливаются причины расхождения состава групп в разных словарях. На примере классов слов, обозначающих черты характера, обнаруживаемые в поведении человека, выделяются такие семантические константы, как смелость и трусость, доброта и жестокость, искренность и лицемерие, вежливость и невежливость, честность и обман. Наряду с константами внутреннего мира человека, в некоторых идеографических словарях выделяются группы единиц, объединенные в классы по признаку интенсивности проявления свойства (например, азарт, инертность ) или по признаку отношения к норме ( странность, аморальное поведение ). Их появление обусловлено несимметричностью лексической системы, отражающей интенсивные эмоции и аномалии в поведении.
Translated title of the contribution | SEMANTIC CONSTANTS AND VARIABLES OF HUMAN MIND IN IDEOGRAPHIC DICTIONARIES |
---|---|
Original language | Russian |
Pages (from-to) | 25-29 |
Number of pages | 5 |
Journal | Филологический класс |
Volume | 50 |
Issue number | 4 |
Publication status | Published - 2017 |
Keywords
- ideographic dictionary
- class of words
- Russian language
- inner world of a person
- methods of teaching Russia
- methods of teaching Russian at school
WoS ResearchAreas Categories
- Education & Educational Research
GRNTI
- 16.00.00 LINGUISTICS
Level of Research Output
- VAK List
Projects
-
Научная группа «Новые информационные технологии в теоретической и прикладной лингвистике»
БАБЕНКО, Л. Г., Гладров, В., Томмола, Х. Т., Демьянков, В., Тирадо, Р. Г., Норман, Б. Ю., Плотникова, А. М., Казарин, Ю. В., Дудорова, М. В., Воронина, Т. М., Мухин, М. Ю., Слаутина, М. В., Мухина, И. К., Ахманаева, Н. А., Шелегин, П. Е., Ян, И., Цуй, Я., Гуляева, Г. Е., Старикова, К. В., Тупикова, З. В., Кирсанова, А. И., Казарин, М. Ю., Болдырев, Н. Н., Ван, Ц., Могиленских, И. Д., Галиева, А. Р., Цыганов, Т. В., Глазырин, В. А., Степанова, А. Н. & Романова, М. А.
25/07/2014 → …
Project: Research › Research Group
-
Репрезентация и интерпретация внутреннего мира человека в русском языке: семантика, дискурс, прагматика
01/01/2016 → 31/12/2018
Project: Award Project