TRILOGY “PROVINCIAL DETECTIVE” BY BORIS AKUNIN: FROM VAUDEVILLE TO TRAGICOMEDY

Research output: Contribution to journalArticleResearchpeer-review

Abstract

The article deals with the study of Boris Akunin's trilogy on the issue of Russian province (Pelagia and the White Bulldog, Pelagia and the Black Monk, Pelagia and the Red Rooster) in the following aspects. Firstly, it is shown how the intertextual game, so typical of all Akunin's works, undergoes the “device exposure” throughout the text of trilogy. B. Akunin's “forward-speaking” in the final novel of trilogy becomes irrevocable: he both interprets the well-known ideas of national writers and humanists of the nineteenth century and names sources. Secondly, the genre transformation of the novels that comprise a single text of Province detective is studied. In Pelagia and the White Bulldog and Pelagia and the Black Monk, the allusion to vaudeville and mystical melodrama becomes obvious, whereas the genre dominant of Pelagia and the Red Rooster turns into the tragic farce due to the growing depth of the conflict between true faith and ideological belief. The complex genre combination is demonstrated through a set of techniques used in these texts. Moreover, Boris Akunin's traditional ironic mode of narration is also analysed. On the one hand, it is a situational language game, familiar to the readers; on the other hand, it is a complicated system of parodies both on pretext and on traditional genres of mass culture and élite literature. The complexity of the author's strategy is revealed through the work Province detective. B. Akunin implicitly begins a conversation that will be continued in the texts of non-detective genres (in the novel “Aristonom” and in the project “History of the Russian state”). The state political orientation toward one dominant monotheistic concept, which involved - by virtue of the history - people of different faith, turned out to be fatal for Russia.
Translated title of the contributionTRILOGY “PROVINCIAL DETECTIVE” BY BORIS AKUNIN: FROM VAUDEVILLE TO TRAGICOMEDY
Original languageRussian
Pages (from-to)76-81
Number of pages6
JournalУченые записки Петрозаводского государственного университета
Issue number3-1 (148)
Publication statusPublished - 2015

Fingerprint

Vaudeville
Detectives
Tragicomedy
Trilogy
Provincial
Faith
Novel
History
Monks
Allusion
Writer
Names
Language Games
Parody
Narration
Situational
Intertextual
Farce
Humanist
Reader

GRNTI

  • 17.82.00

Level of Research Output

  • VAK List

Cite this

@article{527c0db615b2428a8f2ddacc0105cc60,
title = "ТРИЛОГИЯ Б. АКУНИНА «ПРОВИНЩАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВЪ»: ОТ ВОДЕВИЛЯ К ТРАГИФАРСУ",
abstract = "Трилогия о российской провинции Б. Акунина («Пелагия и белый бульдог», «Пелагия и черный монах», «Пелагия и красный петух») рассмотрена в следующих аспектах. Во-первых, показано, как интертекстуальная игра, столь свойственная всему творчеству писателя, в тексте трилогии подвергается операции «обнажения приема». Прямоговорение Б. Акунина в заключительном романе трилогии становится окончательным - он не только интерпретирует известные идеи отечественных писателей и гуманистов XIX века, но называет источники. Во-вторых, исследована жанровая трансформация романов, составляющих единый текст «Провинціального детектива». В романах «Пелагия и белый бульдог» и «Пелагия и черный монах» очевидна апелляция к водевилю и мистической мелодраме, в «Пелагии и красном петухе» жанровой доминантой становится трагифарс, что обусловлено приобретающим все большую глубину конфликтом истинной веры и веры огосударствленной. О сложной жанровой игре свидетельствует набор приемов, используемых автором в этих текстах. Наконец, проанализирован традиционный для писателя иронический модус нарратива. С одной стороны, это привычная для читателей ситуативная и языковая игра, с другой - непростая система пародий как на претексты, так и на традиционные жанры масскульта и элитарной литературы. Сложность авторской стратегии связана с тем, что в «Провинціальном детективе» Б. Акунин подспудно начинает разговор, который будет продолжен в текстах отнюдь не детективного свойства (в романе «Аристоном» и проекте «История Российского государства»). Государственнополитическая установка на доминантную концепцию единоверия, в которую волей истории были вовлечены народы разных вероисповеданий, оказалась роковой для России.",
author = "Снигирева, {Татьяна Александровна} and Подчиненов, {Алексей Васильевич}",
year = "2015",
language = "Русский",
pages = "76--81",
journal = "Ученые записки Петрозаводского государственного университета",
issn = "2542-1077",
publisher = "Петрозаводский государственный университет",
number = "3-1 (148)",

}

TY - JOUR

T1 - ТРИЛОГИЯ Б. АКУНИНА «ПРОВИНЩАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВЪ»: ОТ ВОДЕВИЛЯ К ТРАГИФАРСУ

AU - Снигирева, Татьяна Александровна

AU - Подчиненов, Алексей Васильевич

PY - 2015

Y1 - 2015

N2 - Трилогия о российской провинции Б. Акунина («Пелагия и белый бульдог», «Пелагия и черный монах», «Пелагия и красный петух») рассмотрена в следующих аспектах. Во-первых, показано, как интертекстуальная игра, столь свойственная всему творчеству писателя, в тексте трилогии подвергается операции «обнажения приема». Прямоговорение Б. Акунина в заключительном романе трилогии становится окончательным - он не только интерпретирует известные идеи отечественных писателей и гуманистов XIX века, но называет источники. Во-вторых, исследована жанровая трансформация романов, составляющих единый текст «Провинціального детектива». В романах «Пелагия и белый бульдог» и «Пелагия и черный монах» очевидна апелляция к водевилю и мистической мелодраме, в «Пелагии и красном петухе» жанровой доминантой становится трагифарс, что обусловлено приобретающим все большую глубину конфликтом истинной веры и веры огосударствленной. О сложной жанровой игре свидетельствует набор приемов, используемых автором в этих текстах. Наконец, проанализирован традиционный для писателя иронический модус нарратива. С одной стороны, это привычная для читателей ситуативная и языковая игра, с другой - непростая система пародий как на претексты, так и на традиционные жанры масскульта и элитарной литературы. Сложность авторской стратегии связана с тем, что в «Провинціальном детективе» Б. Акунин подспудно начинает разговор, который будет продолжен в текстах отнюдь не детективного свойства (в романе «Аристоном» и проекте «История Российского государства»). Государственнополитическая установка на доминантную концепцию единоверия, в которую волей истории были вовлечены народы разных вероисповеданий, оказалась роковой для России.

AB - Трилогия о российской провинции Б. Акунина («Пелагия и белый бульдог», «Пелагия и черный монах», «Пелагия и красный петух») рассмотрена в следующих аспектах. Во-первых, показано, как интертекстуальная игра, столь свойственная всему творчеству писателя, в тексте трилогии подвергается операции «обнажения приема». Прямоговорение Б. Акунина в заключительном романе трилогии становится окончательным - он не только интерпретирует известные идеи отечественных писателей и гуманистов XIX века, но называет источники. Во-вторых, исследована жанровая трансформация романов, составляющих единый текст «Провинціального детектива». В романах «Пелагия и белый бульдог» и «Пелагия и черный монах» очевидна апелляция к водевилю и мистической мелодраме, в «Пелагии и красном петухе» жанровой доминантой становится трагифарс, что обусловлено приобретающим все большую глубину конфликтом истинной веры и веры огосударствленной. О сложной жанровой игре свидетельствует набор приемов, используемых автором в этих текстах. Наконец, проанализирован традиционный для писателя иронический модус нарратива. С одной стороны, это привычная для читателей ситуативная и языковая игра, с другой - непростая система пародий как на претексты, так и на традиционные жанры масскульта и элитарной литературы. Сложность авторской стратегии связана с тем, что в «Провинціальном детективе» Б. Акунин подспудно начинает разговор, который будет продолжен в текстах отнюдь не детективного свойства (в романе «Аристоном» и проекте «История Российского государства»). Государственнополитическая установка на доминантную концепцию единоверия, в которую волей истории были вовлечены народы разных вероисповеданий, оказалась роковой для России.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=23856883

M3 - Статья

SP - 76

EP - 81

JO - Ученые записки Петрозаводского государственного университета

JF - Ученые записки Петрозаводского государственного университета

SN - 2542-1077

IS - 3-1 (148)

ER -