Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования

Proyecto: Award Project

Detalles del proyecto

Description

Актуальность проекта определяется необходимостью постановки, изучения и практического решения новых важных задач и вытекающих из них фундаментальных проблем развития российского высшего образования. Одной из таких проблем является доверие как качество институциональных, внутри- и межсистемных связей и межобщностных отношений в высшем образовании. Фундаментальный характер проблемы связан с поиском нового направления развития высшего образования. В качестве такого направления выступает формирование в нем доверия к стратегиям деятельности и управления в системе социальных взаимодействий основных акторов высшей школы. Научная идея, лежащая в основе предлагаемого проекта, состоит в необходимости и возможности формирования и использования доверия между основными субъектами высшей школы как уникального нематериального ресурса развития и трансформации российского высшего образования в новое качество. Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что доверие в российском высшем образования впервые трактуется как характеристика и принцип отношений между элементами его системы, образовательными общностями и их конкретными участниками не только в рамках институционального и системного рассмотрения высшей школы, но и ее моральных и профессионально-этических коннотаций. Научная новизна проекта состоит в разработке концепции доверия в высшем образовании, отвечающей ожидаемым и прогнозируемым изменениям российского общества в новых условиях. Суть концепции заключается в анализе направлений, путей и механизмов мобилизации ресурсов доверия в высшем образовании как востребованного нематериального актива его развития. Ожидаемые результаты, имеющие научную значимость: 1. концепция доверия в высшем образовании; 2. авторская методология и методика социологического исследования доверия в высшем образовании; 3. характеристика позитивного опыта развитых зарубежных стран по формированию и использованию доверия в высшем образовании и возможностей его применения в современной России; 4. характеристика и типология стратегий поведения образовательных общностей в российских вузах, основанных на принципах доверия/недоверия к системе и институту высшего образования; 5. модель механизмов установления доверия в российском высшем образовании; 6. пути формирования культуры доверия в высшем учебном заведении; 7. ресурсные возможности, пути и механизмы установления доверия в высшем образовании. Ожидаемые результаты, имеющие практическую значимость: 1. социальные технологии по формированию доверия в российском высшем образовании; 2. направления изменений государственной социальной политики в области высшего образования, ориентированные на формирование в нем отношений доверия; 3. направления, пути и механизмы мобилизации вузовских ресурсов по формированию доверия в отношениях между образовательными общностями с целью обогащения их человеческого капитала, повышения социальной, гражданской, интеллектуальной активности, превращения в эффективных субъектов гражданского общества; 4. рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления, некоммерческих и коммерческих организаций, работающих с вузами, по созданию в них программ и проектов, направленных на раскрытие и использование ресурсов доверия.
EstadoFinalizado
Fecha de inicio / finalización efectiva01/01/201826/12/2020

GRNTI

  • 04.51.53

UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division

Type of Financial Sources

  • RFFI