Постимперская ситуация межвоенного периода в интеллектуальной рефлексии- война, ответственность, идентичность

Proyecto: Award Project

Detalles del proyecto

Description

Актуальность и практическая значимость проекта определена противоречивыми и зачастую парадоксальными ситуациями в современной культуре, когда парадигма войны изменилась, а рефлексирование о ней продолжается привычными средствами, а именно: современная война и конфликт вследствие медиизации публичной сферы стали частью повседневности, более того, глобальные войны сменились локальными конфликтами, которые носят скорее гибридный (а не дихотомичный характер столкновений в биполярном мире), что порождает неадекватность, разрыв между выработанными интеллектуальными реакциями, философскими схемами интерпретации войны и современными реалиями конфликтов.
Проект нацелен на философское, культурологическое и интеллектуально-историческое исследование восприятия, осмысления, реагирования ведущих представителей культуры Европы и России на Первую мировую войну как событие, кардинально изменившее персональную и социальную историю в связи с распадом империй. Авторским коллективом выдвинута гипотеза об уникальности культурно-исторической ситуации, возникшей в Европе и России в период 1918-1939 гг. (межвоенный период). В качестве обобщающего концепта предлагается понятие – культуральный топос. Методология анализа текстов реализовывается в проекте как аналитическое и симптоматическое чтение, которое позволит не столько интерпретировать очевидные цели и концепты мыслителя, но отыскивать скрытые значения, репрезентирующие специфику постимперской ситуации в межвоенный период. Таким образом, можно будет проанализировать бессознательный и осознанный выбор авторами текстов интеллектуальных приоритетов, стратегий объяснения и способа социального действия, а это позволит наполнить предмет исследования новым содержанием. Новизна методологического подхода базируется на понимании философии не только как сферы бытия концепций и категорий, но как фактора и факта институционализации социальности. Такой подход предполагает, что рефлексирование интеллектуальных сообществ по поводу войны, ответственности и идентичности стимулирует производство социальных институтов войны, ответственности и идентификации. В ходе реализации проекта будет раскрыто социокультурное, идеологическое, философско-историческое значение постимперской ситуации в межвоенный период как культурального топоса, то есть как ментального образования, порожденного исторической ситуацией и продолжающего структурировать смыслы в последующие исторические эпохи. Будет реконструирован дискурс постимперскости, войны, ответственности через выявление ключевых концептов интеллектуальной рефлексии изучаемого периода на материале культурных регионов (региональной специфике). На основе контент – анализа общественно-политических дебатов будет дана оценка «эффекта присутствия / влияния» данного топоса в современной России. Указанные научные результаты и методы их достижения позволят реализовывать академическую повестку современного российского гуманитарного знания на мировом уровне, а также ввести в научный оборот и обосновывать значимые для современной философии концепты.
Руководитель проектного коллектива – П.Боянич, ученик Ж.Деррида – широко известен как автор публикаций, посвященных анализу философской и художественной рефлексии о войне, насилии, конфликте. Сотрудничество авторов проекта с Институтом философии и социальной теории университета Белграда, которое развивалось на протяжении 2015-2016 гг., позволило оценить научный потенциал этого академического центра. Вовлеченность руководителя в образовательную и научно-исследовательскую среду статусных в Европе и России университетов, сотрудничество с высокорейтинговыми философскими журналами будет содействовать продвижению результатов проекта в мировой академической среде.
Коллектив авторов проекта представляет собой группу инициативных и состоявшихся в академической среде исследователей, имеющих опыт успешной работы в разных областях гуманитарного знания (теория культуры и кросс-культурные исследования, социальная философия, политическая философия, интеллектуальная история, конфликтология и культура регионов).
По итогам реализации проекта запланировано 30 публикаций, из них 8 в изданиях индексируемых в базах SCOPUS/WOS, 21 в изданиях учитываемых в РИНЦ, 1 монография; 1 международный симпозиум в Уральском федеральном университете, 1 международная конференция в университета Рийека, Хорватия (University of Rijeka), итоговая международная конференция в университете Брюсселя, Бельгия (Université libre de Bruxelles).
Проект также будет содействовать формированию круга экспертов, способных дать обоснованные предложения по совершенствованию социальной политики, особенно в сфере нравственного воспитания, органам региональной и федеральной власти. Предполагается организация образовательных мероприятий для представителей политической и культурной элиты региона с представлением результатов проведенных исследований и обсуждением проблемы ответственности за предотвращение конфликтов, лежащей на интеллектуалах.
EstadoFinalizado
Fecha de inicio / finalización efectiva01/01/201731/12/2019

GRNTI

  • 02.15.51

Type of Financial Sources

  • RNF

UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division