Resumen

Введение. Одним из аспектов цифровизации образования является перенос межличностных отношений и групповых процессов в виртуальную среду. Буллинг, одна из серьезнейших проблем школьных сообществ, так же актуальна и при общении в интернете. Опасность как буллинга, так и кибербуллинга в том, что данные процессы могут протекать в среде обучающихся скрыто от взрослых. Возможность неявного протекания травли затрудняет противодействие, так как со стороны ситуация может представляться благополучной. По этой же причине реальный масштаб явления не очевиден и нуждается в оценке и регулярном уточнении. Цель. Исследование субъективных представлений обучающихся о проявлениях и опыте буллинга и кибербуллинга в образовательной и интернет-среде. Методология, методы и методики. Для исследования проблемы была разработана анкета, позволяющая выявить тип и форму участия в буллинге и кибербуллинге. Анкетирование проводилось среди 1762 обучающихся среднего звена организаций общего и среднего профессионального образования (ООО и СПО) Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты. Было выявлено наличие как буллинга, так и кибербуллинга в образовательных организациях Свердловской области. Были установлены наиболее распространенные формы обоих типов преследования и распределение по типам участия. Распределение в школьном буллинге: жертвы - 35,5 %, зачинщики - 15,7 %, рядовые участники - 11,5 %, свидетели - 42,0 %. В школьном кибербуллинге: жертвы - 20,4 %, агрессоры - 7,7 %, подстрекатели - 4,7 %, рядовые участники - 6,4 %, свидетели - 20,4 %. Трансформация буллинга в цифровом пространстве сохраняет структуру и типы участия, но адаптирует формы преследования и степень вовлеченности участников. Можно утверждать, что вовлеченность в кибербуллинг (во всех ролях) ниже вовлеченности в школьный буллинг. Результаты позволяют начать исследование зависимости форм и мотивации участников травли от пространства, в котором реализуются эти отношения. Научная новизна. В работе предлагается сквозное сравнение различных форм буллинга и кибербуллинга в школьных коллективах, фиксируемое у представителей разных форм травли (жертва, преследователь, свидетель). Практическая значимость. Предлагаемый в работе опросник может быть использован в дальнейшем для аналитического исследования буллинга и кибербуллинга в школьных коллективах.
Título traducido de la contribuciónBULLYING AND CYBERBULLYING IN A MODERN SCHOOL
Idioma originalRussian
Páginas (desde-hasta)169-205
Número de páginas37
PublicaciónОбразование и наука
Volumen24
N.º2
DOI
EstadoPublished - feb 2022

ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Developmental and Educational Psychology
  • Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation

WoS ResearchAreas Categories

  • Education & Educational Research

Level of Research Output

  • VAK List

Huella

Profundice en los temas de investigación de 'БУЛЛИНГ И КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'. En conjunto forman una huella única.

Citar esto