У истоков «новой» венгерской прозы: нарративные стратегии литературной эмансипации в «Производственном романе» Петера Эстерхази

Resultado de la investigación: Articlerevisión exhaustiva

Resumen

В статье рассматриваются основные черты повествовательной техники «Производственного романа» (1979) Петера Эстерхази, знакового произведения «новой» венгерской прозы 1970–1980-х гг. После краткой общей характеристики романа, автор последовательно характеризует стратегии иронического переосмысления жанровой традиции производственного романа, представленной как венгерскими произведениями, так и переводными советскими романами, составлявшими заметную часть литературного ландшафта Венгрии в 1950-е гг.; композиционную структуру повествования, включающую, помимо основного рассказа, метанарративный слой, представленный составляющими вторую часть романа комментариями, которые играют важнейшую роль в конструировании возможных путей рецепции и интерпретации всего текста; усложненную субъектную организацию романного нарратива и связанную с ней систему формальных приемов стирания границ между различными повествовательными голосами внутри текста — систему, функционально направленную на создание эффекта отсутствия единого повествовательного центра, пространственно-временного, психологического, аксиологического. В статье показано, что все эти повествовательные приемы и техники связаны со стратегией литературной эмансипации, которую сознательно утверждала «новая» проза 1970–1980-х гг. и которая в эстетическом и историко-литературном плане была связана с развитием постмодернизма в венгерской литературе этого времени. Анализ текста показывает, что эмансипационный пафос «Производственного романа» проявляется не только в технике наррации, но и в том, что эта техника, нарушая базовые коммуникативные конвенции романного повествования, проблематизирует прагматические установки, характерные для реалистической литературы в целом. Роман вынуждает читателя рефлексировать не только о структуре повествования, но и о тех этических параметрах, которые регулируют эту новую литературную коммуникацию.
Título traducido de la contribuciónRISE OF NEW HUNGARIAN PROSE: NARRATIVE STRATEGIES OF LITERARY EMANCIPATION IN PETER ESTERHAZY'S PRODUCTION NOVEL
Idioma originalRussian
Páginas (desde-hasta)244-258
Número de páginas15
PublicaciónИзвестия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
Volumen22
N.º1
DOI
EstadoPublished - 2020

WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

GRNTI

  • 17.00.00 LITERATURE. LITERATURE SCIENCES. ORAL FOLKLORE

Level of Research Output

  • VAK List

Citar esto