ЛИЧНОСТНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ

Resultado de pesquisa: Articlerevisão de pares

Resumo

Введение. Педагогическая и психологическая наука и практика подчеркивают значимость различных форм обучения для поддержания здоровья и психологического благополучия людей позднего возраста. Определение предикторов профессионального здоровья позволяет прогнозировать адекватные методы включения пожилых людей в образовательное пространство и разрабатывать эффективные технологии обучения. Целью исследования является детализация сопряженности профессионального здоровья в позднем возрасте и личностной мобильности как его интегрального предиктора. Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 355 жителей Екатеринбурга и Свердловской области (Российская Федерация) в возрасте от 50 до 80 лет. Были выделены три группы сравнения: неработающие пенсионеры, работающие пенсионеры, группа сравнения - работающие лица предпенсионного возраста. Был реализован комплекс из 15 психодиагностических методик, описывающих: 1) личностную мобильность как индивидуальное свойство, жизненную стратегию, готовность к мобильному поведению; 2) эмоциональный, рефлексивный, ценностно-мотивационный, деятельностный компоненты профессионального здоровья; 3) психологическое благополучие. Для обработки данных использовались методы дескриптивной и компаративной статистики, корреляционный, кластерный, факторный, регрессионный, дисперсионный анализ. Результаты. Описаны трехкомпонентная структура профессионального здоровья в позднем возрасте и восьмикомпонентная структура личностной мобильности (доля объясненной дисперсии факторных моделей соответственно 0,42 и 0,51). Эмпирически верифицирована и уточнена исходная теоретическая модель сопряженности профессионального здоровья пожилых людей и личностной мобильности как его предиктора: определен перечень характеристик мобильности, влияющий на каждый из трех компонентов профессионального здоровья - деятельностный, эмоционально-рефлексивный и психологическое благополучие (коэффициент детерминации регрессионных моделей соответственно 0,42, 0,29 и 0,28). Обсуждение и выводы. Результаты исследования позволили рекомендовать принципы разработки технологий обучения сохранению профессионального здоровья: комплексность и универсальность, опора на свободный выбор содержания и форм обучения пожилым человеком. Определены методы, отвечающие данным принципам: формирование личностной мобильности как интегрального предиктора профессионального здоровья, работа с жизненным опытом, динамическое обучение, использование рефлексии как механизма развития в позднем возрасте.
Título traduzido da contribuiçãoPERSONAL MOBILITY AS AN OCCUPATIONAL HEALTH PREDICTOR IN LATE AGE: RESEARCH RESULTS AND THEIR USE IN THE DEVELOPMENT OF TRAINING PROGRAMMES
Idioma originalRussian
Páginas (de-até)506-522
Número de páginas17
RevistaПерспективы науки и образования
Número de emissão2 (56)
DOIs
Estado da publicaçãoPublished - 2022

ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Philosophy

GRNTI

  • 15.00.00 PSYCHOLOGY

Level of Research Output

  • VAK List

Impressão digital

Mergulhe nos tópicos de investigação de “ЛИЧНОСТНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ“. Em conjunto formam uma impressão digital única.

Citar isto