Projetos por ano
Resumo
Введение. В настоящее время существует комплекс проблем, касающихся трудоустройства молодежи. Эти проблемы обусловлены социальными, экономическими, технологическими, миграционными причинами, быстрой трансформацией структуры рынка труда и всех сфер жизнедеятельности современного человека. Иными становятся и ценностно-мотивационные установки молодых людей при решении вопроса своей трудовой занятости. Цель описанного в статье исследования - выявление динамики и качественных изменений ценностей, определяющих выбор выпускниками вузов будущего места работы, а также степени соответствия притязаний молодых специалистов требованиям, предъявляемым к ним работодателями. Методология и методы. Работа выполнялась с опорой на теорию детерминации человеческой деятельности, раскрывающую взаимосвязь социально-экономических, социокультурных факторов и потребностей, целей, системы ценностей личности при предпочтениях трудоустройства. Основным методом исследования был анкетный опрос студентов выпускных курсов бакалавриата, получающих техническое, экономическое, гуманитарное и педагогическое образование в вузах Екатеринбурга - крупного российского промышленного и культурного центра. Анкетирование проводилось с интервалом в два года при использовании единого инструментария. На первом этапе (2016 г.) квотная выборка составила 1905 человек, на втором (2018 г.) - 2420. Мнение руководителей предприятий и организаций Уральского региона о качестве подготовки молодых специалистов, их желании и способности активно участвовать в инновационных процессах выяснялось методом глубинного интервью. Результаты и научная новизна. Сравнительный анализ ответов выпускников вузов показал стабильность их запросов на получение высокой зарплаты при устройстве на работу по завершении обучения и неизменность расчета на быстрый карьерный рост. Вместе с тем зафиксировано ускорение темпов существенных перемен в векторах и содержании ориентаций молодых людей на предстоящее трудоустройство: представлений о важности заблаговременного поиска востребованной на рынке труда профессии и работы по полученной специальности; ценности социального статуса специалиста с высшим образованием; самореализации в деятельности, соответствующей личным наклонностям и потенциалу. Количество тех, у кого к моменту окончания вуза нет четких планов относительно трудоустройства, сократилась вдвое, а среди выпускников технических факультетов университетов - вчетверо. Доля студентов, стремящихся поднять свой социальный статус, получив диплом о высшем образовании, увеличилась в два раза. При этом на четверть уменьшилась численность ориентированных на приобретение профессии, отвечающей собственным способностям. Установлено варьирование в зависимости от специфики направления подготовки настроенности бакалавров на продолжение обучения в магистратуре и их ценностных установок на трудовую деятельность, в том числе по смежным специальностям. Согласно данным мониторинга, представители предприятий, на которых студенты проходят производственную практику, стали активнее помогать им в поиске вакансий по осваиваемой специальности. Однако руководители производственного сектора и управленческий персонал различных организаций отмечают неадекватность амбиций значительной части претендентов на престижные должности в связи с низким уровнем сформированности у них необходимых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. С точки зрения работодателей, не наблюдается заметных позитивных сдвигов в готовности молодых специалистов активно заниматься самообразованием, постоянным профессиональным совершенствованием, осваивать и разрабатывать технологические инновации. Практическая значимость. Поскольку успешность трудоустройства выпускников - важный показатель эффективности функционирования вуза, результаты исследования могут быть полезны специалистам управления образованием, занимающимся вопросами его качества, профориентации, трудовой занятости населения и молодежной политикой.
Título traduzido da contribuição | The Features of Changes in Orientations to Employment among Bachelor’s Graduates |
---|---|
Idioma original | Russian |
Páginas (de-até) | 116-142 |
Número de páginas | 27 |
Revista | Образование и наука |
Volume | 21 |
Número de emissão | 10 (169) |
DOIs | |
Estado da publicação | Published - 2019 |
ASJC Scopus subject areas
- Education
- Developmental and Educational Psychology
- Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation
WoS ResearchAreas Categories
- Education & Educational Research
GRNTI
- 14.00.00 EDUCATION. PEDAGOGY
Level of Research Output
- VAK List
Impressão digital
Mergulhe nos tópicos de investigação de “ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА НА ТРУДОУСТРОЙСТВО“. Em conjunto formam uma impressão digital única.Projetos
- 1 Ativo
-
Научная группа "Мобилизация ресурсов личности и социальных групп в условиях адаптации к требованиям цифрового общества"
Меренков, А. В., Биввит, Т., Кампа, Р., Ладыжец, Н. С., Скрябина, К. Ю., Грунт, Е. В., Вандышев, М. Н., Лопатина, В. Р., Антонова, Н. Л., Абрамова, С. Б., Гурарий, А. Д., Беляева, Е. А., Лиссица, С., Бахтин, Е. Л., Артибилова, Н. Е., Саймонс, Г. Д., Шаронова, С. А., Омарова, А. Т., Валеева, М. В., Попова, Н. Г. & Дронишинец, Н. П.
27/08/2019 → …
Projeto: Research Group