TY - CHAP
T1 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
T2 - глава в книге
AU - Гречухина, Татьяна Ивановна
AU - Усачева, Алена Вячеславовна
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - Проблема развития рефлексивной компетентности учителя связана с переходом российской системы общего образования на Федеральные государственные стандарты нового поколения и требованиями профессионального стандарта педагога. В современных условиях рефлексивная компетентность — основа возникновения инновационной среды в учреждении образования, которая создает возможности для профессионального развития и творчества. Необходимость развития рефлексивных способностей у педагогов как условия профессиональной деятельности не вызывает споров в профессиональном сообществе. Проектирование системы условий, средств, механизмов, способствующих профессиональному развитию педагогов, является развивающей функцией современной системы образования. В связи с этим актуальной является потребность образовательной практики в описании особенностей и содержания методик развития рефлексивной компетентности педагогов, выявлении эффективности их применения в реальном образовательном процессе общеобразовательного учреждения. Описание методик развития рефлексивной компетентности — задача не только педагогики, но и психологии, поскольку рефлексивная компетентность является феноменом, определяющим ценности и саморазвитие личности педагога. Авторы описывают рефлексивные методики (дидактические и технические средства), способствующие формированию рефлексивной среды, развитию компонентов рефлексивной компетентности педагогов в коллективных формах деятельности в условиях общеобразовательного учреждения. Полученные результаты показали, что в условиях рефлексивной среды общеобразовательного учреждения возможно формирование новых культурных норм деятельности, ее критический анализ. Проектирование системы условий и средств развития рефлексивной компетентности педагогов способствует положительной динамике профессионального развития (профессиональные качества субъекта и объекта), развитию компонентов рефлексивной компетентности (интеллектуальный, личностный, кооперативный, коммуникативный), ориентирует на коллективные формы профессионального взаимодействия.
AB - Проблема развития рефлексивной компетентности учителя связана с переходом российской системы общего образования на Федеральные государственные стандарты нового поколения и требованиями профессионального стандарта педагога. В современных условиях рефлексивная компетентность — основа возникновения инновационной среды в учреждении образования, которая создает возможности для профессионального развития и творчества. Необходимость развития рефлексивных способностей у педагогов как условия профессиональной деятельности не вызывает споров в профессиональном сообществе. Проектирование системы условий, средств, механизмов, способствующих профессиональному развитию педагогов, является развивающей функцией современной системы образования. В связи с этим актуальной является потребность образовательной практики в описании особенностей и содержания методик развития рефлексивной компетентности педагогов, выявлении эффективности их применения в реальном образовательном процессе общеобразовательного учреждения. Описание методик развития рефлексивной компетентности — задача не только педагогики, но и психологии, поскольку рефлексивная компетентность является феноменом, определяющим ценности и саморазвитие личности педагога. Авторы описывают рефлексивные методики (дидактические и технические средства), способствующие формированию рефлексивной среды, развитию компонентов рефлексивной компетентности педагогов в коллективных формах деятельности в условиях общеобразовательного учреждения. Полученные результаты показали, что в условиях рефлексивной среды общеобразовательного учреждения возможно формирование новых культурных норм деятельности, ее критический анализ. Проектирование системы условий и средств развития рефлексивной компетентности педагогов способствует положительной динамике профессионального развития (профессиональные качества субъекта и объекта), развитию компонентов рефлексивной компетентности (интеллектуальный, личностный, кооперативный, коммуникативный), ориентирует на коллективные формы профессионального взаимодействия.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=44255685
M3 - Глава
SN - 978-5-7996-3101-7
SP - 356
EP - 370
BT - ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
A2 - Ершова, И. А.
A2 - Малых, С. Б.
A2 - Тихомирова, Т. Н.
PB - Издательство Уральского университета
CY - Екатеринбург
ER -