Видеоблоги как канал формирования общественного мнения российской молодежи: степень и эффекты влияния

Проект: Проект-Грант

Сведения о проекте

Описание

Проект направлен на выявление факторов влияния популярных видеоблогов на общественное мнение молодежи. Актуальность проекта определяется быстрой цифровизацией культурных и коммуникативных практик. Результатом данных изменений являются не только новые возможности общественного развития, но и новые угрозы. В доктрине информационной безопасности Российской Федерации в перечне основных информационных угроз отмечается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, а также использование механизмов информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности. Фундаментальный характер проблемы связан с необходимостью теоретико-методологической ревизии и систематизации наработок социально-гуманитарной науки в области изучения видеоблогов и их функций в социальных процессах. Научная новизна данного проекта состоит в том, что комплексной аналитической модели, учитывающей взаимные влияния факторов формирования общественного мнения современной молодежи и дискурса видеоблогов, пока не существует. Построение такой модели требует решения ряда методологических проблем. Во-первых, нужно определить исходную предпосылку влияния: является ли причиной популярности видеоблогов резонанс с уже сформировавшимися настроениями молодежной аудитории и выражение этих настроений, или видеоблоги формируют определенный образ общественного мнения в виртуальной среде и обладают возможностью манипулятивно создавать и тиражировать среди молодежи определенные настроения, которые не возникли бы естественным путем. Во-вторых, представления о том, какие параметры делают видеоблог авторитетным в глазах молодежной аудитории, на данный момент остаются предметом дискуссий. В-третьих, есть сложности с поиском адекватного инструментария для анализа данных: использование автоматизированных рейтингов позволяет судить лишь об уровне популярности (или его имитации), но не о факторах авторитетности этого видеоблога для молодежной аудитории. Предлагаемый научный проект направлен на преодоление этих сложностей. Целью данного исследования является построение аналитической модели, помогающей выявлять и интерпретировать, с одной стороны, факторы формирования общественного мнения, а с другой стороны, механизмы информационного воздействия и эффекты влияния видеоблогов на колебания общественного мнения молодежи. В рамках проекта работы будут основаны на многофакторном системном анализе, включающем опросы молодежной аудитории, сравнение данных различных систем веб-аналитики, контент-анализ и дискурсивный анализ. Научные результаты исследования позволят выявить степень интереса молодежной аудитории к видеоблогам, определить круг привлекающих внимание проблем, факторы авторитетности и популярности видеоблогеров. Будут проанализированы особенности молодежи как целевой аудитории видеоблогов, подвергнутся анализу факторы, формирующие ее чувствительность к информации, тиражируемой в видеоблогах. Будут выявлены и описаны конкретные эффекты влияния видеоблогов на колебания общественного мнения российской молодежи по актуальным вопросам. Практическая польза результатов проекта заключается в получении информации, которая может быть применима для оптимизации информационной работы с молодежной аудиторией и профилактики деструктивных социальных активностей со стороны молодежи.
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания21/02/202026/12/2020

Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

ГРНТИ

  • 04.61.00 Социология личности и поведения

Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РФФИ