Институциональное моделирование экономики интернет-пространства России

Проект: Проект-Грант

Сведения о проекте

Описание

Развитие интернет-рынка изменило взаимоотношения людей за пару десятилетий. Изменились система коммуникации, система трансакций, трансформируется экономическое мышление потребителя. Россия является одним из мировых лидеров по динамике развития интернет-рынка и распространения сервисов информационно-коммуникационных сетей среди населения. В сентября 2018 года Правительство РФ одобрило проект паспорта национальной программы «Цифровая экономика», расходы на которую в следующие пять лет составят 2,16 трлн руб. Поэтому для нашей страны исследования интернет-рынка являются крайне актуальными. Помимо уже привычных традиционных интернет-магазинов достаточно весомое влияние на экономические процессы, по мнению авторов, оказывают социальные интернет-сети. Социальные сети сначала появились в неформальной жизни общества и со временем переместились в сферу деловых отношений. Сетевая организация информационного пространства ускорила коммуникационный бизнес-процесс в десятки раз по сравнению с концом прошлого столетия. При этом современные социальные сети позволяют обычным пользователям становится активными экономическими игроками на интернет-рынке. Без фундаментального исследования вопросов экономических процессов на интернет-рынке и, в частности, в социальных сетях невозможно выработать инструменты контроля данных процессов. Экономика интернет-рынка как научная дисциплина еще не устоялась на карте современной российской экономической теории, хотя рост интереса к этой научной сфере с каждым годом растет. Целью исследования является построение институциональной модели экономики российского интернет-рынка, связанное с изучением норм и правил экономического взаимодействия субъектов интернет-рынка, действующих, в том числе, посредством социальных интернет-сетей. Для решения поставленной цели планируется решить следующие задачи, что определяет новизну исследования: 1. Провести анализ институциональной системы экономических отношений российского сегмента интернет-рынка. Задача подразумевает рассмотрение экзогенных и эндогенных экономических институтов интернет-рынка, особенности их функционирования, обоснование их места в системе институтов экономического развития страны. Научная новизна анализа институциональной системы экономических отношений в российском сегменте интернет-рынка откроет новые направления развития отечественных исследований в области экономики сетей, поведенческой экономики и институциональной экономической теории под динамично развивающийся интернет-рынок. Приращение знаний состоит в описании ранее не исследованных экономических институтов, действующих в социальных сетях. Научная значимость заключается в расширении теоретических представлении об экономической деятельности субъектов интернет-рынка. Практическая значимость состоит в формировании методических основ понимания экономики российского интернет-рынка. 2. Предложить типологию вариантов реализации экономического обмена на интернет-рынке. Задача предполагает классификацию моделей экономического взаимодействия с учетом потребительского поведения, величины трансакционных издержек, а также используемых элементов комплекса маркетинга в случае их уместности. Научная новизна предлагаемой типологии вариантов реализации экономического обмена на интернет-рынке позволит решать принципиально новые задачи в сфере управления и мониторинга за экономическими процессами в Интернет, в том числе в социальных интернет-сетях. Приращение знаний состоит в создании новой классификации моделей экономического интернет-поведения. Научная значимость заключается в формировании фундаментального теоретического базиса в понимании социо-экономических отношений субъектов интернет-рынка. Практическая значимость состоит в моделировании ранее не изученных экономических процессов, действующих на интернет-рынке. 3. Выработать методику оценки экономической конкуренции между субъектами интернет-рынка. В данной задаче авторы планируют рассмотреть вопросы моделирования конкурентного поведения субъектов интернет-рынка, определить факторы конкурентного поведения и оценить их влияние на ход экономических процессов, происходящих на интернет-рынке. Научная новизна методики оценки экономической конкуренции между субъектами интернет-рынка заключается в модернизации научных подходов к изучению конкурентных явлений в экономически активной интернет-среде. Приращение знаний определяется в расширении понимания природы социальных интернет-сетей как площадки для экономического обмена посредством применения факторного анализа. Практическая значимость заключается в разработке прикладной модели, определяющей взаимодействие конкурирующих экономических агентов, действующих в условиях интернет-рынка.
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания14/01/201926/12/2020

Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РФФИ

ГРНТИ

  • 06.03.07 Общие экономические теории