Комплексный подход к процессам декарбонизации экономики: формирование региональной политики

Проект: Проект-Грант

Сведения о проекте

Описание

Мировой тренд развития циркулярной экономики в наибольшей степени отвечает целям устойчивости, так как она представляет собой систему с повторным использованием ресурсов, их восстановлением и переработкой, как в производственном цикле, так и в распределении и потреблении произведенной продукции. Именно циркулярная экономика способна не просто устранить накопленный экологический ущерб, но и причины его возникновения.
В настоящее время развитие циркулярной экономики (ЦЭ) в России осложняется существенной региональной дифференциацией, запоздалостью внедрения НДТ и, как следствие, высокой зависимостью формирования отходов производства и потребления, выбросов СО2 от роста ВВП. Формирование ЦЭ тормозится также и устаревшей базой экологического законодательства. Однако, в отношении последней следует отметить, что с 2014 г. происходит постепенное ее реформирование, например: принят ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"» (№ 458-ФЗ от 29.12.2014), введены нормативы утилизации и экологических сборов согласно Распоряжению правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р, в 2019 г. принят национальный проект «Экология». Поэтому, несмотря на сдерживающие факторы, можно утверждать, что разработка стратегии развития циркулярной экономики в России ускорится благодаря введению в ЕС трансграничного налогового регулирования.
Данное нововведение затронет российских экспортеров, поставляющих в ЕС товары, производство которых сопровождается значительным объемом выбросов парниковых газов. Конечно, отечественный промышленный сектор будет вынужден ответить на новые вызовы, ставящие в качестве приоритетного направления развития циркулярной экономики процессы ее декарбонизации. Так по оценкам Boston Consulting Group, к 2030 году ежегодные потери отечественных производителей от введения «углеродного налога» могут превысить $12 млрд.
В периметр налога попадают такие активные в части углеродных выбросов отрасли, как металлургия, газохимия, производство цемента.
Интенсивность ввода углеродного регулирования обуславливает и тематику данного проекта.
Научной проблемой, на решение которой направлен проект, является анализ потенциальных возможностей региона по переходу к модели низкоуглеродной экономики на основе внедрения декарбонизационных технологий и разработка механизма создания региональной площадки по торговле углеродными единицами. При этом круг решаемых задач расширяется до оценки потенциальных потерь по товарным группам (по CN-code), попадающим под СВАМ (Carbon Border Adjustment Mechanism), измерения углеродоемкости продукции, выпускаемой экспортно-ориентированными отраслями, анализа допустимых условий формирования регионального рынка низкоуглеродных товаров, пересмотра системы ценообразования на углерод.
В настоящее время России в ответ на европейские углеродные нововведения необходимо сформулировать собственную позицию в отношении углеродного регулирования: либо разрабатывать свою политику перехода к низкоуглеродной экономике, либо нести бремя налоговых платежей, направляемых в бюджеты европейских стран. Разумеется, для того, чтобы российские экспортеры инвестировали процессы декарбонизации отечественной экономики, нужно ввести систему торговли выбросами, аналогичную действующей в ЕС (ETS).
Постановка этой проблемы для России предполагает решение множества задач, связанных с модернизацией системы оценки выбросов углекислого газа, системы ценообразования на углерод, организацией рынка низкоуглеродных товаров и региональных площадок по торговле углеродными единицами.
В отраслевой структуре Свердловской области большая часть углеводородных выбросов приходится на электроэнергетику, металлургию и добычу металлургических руд. В этой связи запрос на предложения по регулированию выбросов парниковых газов (ПГ), управлению углеродным следом, оценке эффективности и схемам финансирования проектов декарбонизации промышленности являются для области более чем актуальным.
В ходе исследования проблем развития циркулярной экономики (ЦЭ) на региональном уровне и ее центрального объекта анализа - декарбонизации промышленного сектора, научным коллективом определены периоды развития ЦЭ и на каждом этапе выделены ее ключевые элементы, описан инструментарий и даны типовые характеристики развития низкоуглеродной (бескарбонной) экономики, установленные для тех же временных периодов. Подобная периодизация, представленная в формате матрицы, позволила определить подходы и инструментарий к оценке выбросов углекислого газа, углеродоёмкости продукции, эффективности и таксономии «зеленых» проектов, направленных на декарбонизацию, а также разработать организационно-экономический механизм создания региональной площадки по торговле углеродными единицами. Предложенные подход и инструментарий обладают элементами научной новизны, которые требуют развития в рамках данного проекта.
Для российских производителей очень актуальной становится не только внедрение методов оценки углеродоемкости продукции, но и механизмов управления углеродоемкостью продукции или размером углеродного следа. И в плане управления важнейшая роль отводится «зеленым» проектам и НДТ. В настоящее время для механизма НДТ используется схема налогового стимулирования, а для «зеленых» проектов - монетизация через продажу углеродных единиц зарубежным компаниям. Оба механизма разработаны для стимулирования сокращения эмиссии загрязняющих веществ и парниковых газов в окружающую среду и представляют собой инструмент оценки эффективности отдельных технологических способов. Следовательно, должны соответствовать общему эколого-экономическому критерию, а именно: снижение ущерба, наносимого ОС, и экономический эффект, формируемый путем сопоставления «затрат-выгода» («затраты-результаты»).
При оценке эффективности НДТ данное требование выполняется, но при оценке эффективности «зеленых» проектов экологическим критерием служит экологический «эффект», который рассматривается как «метрика». По мнению авторского коллектива, данное противоречие следует устранить. Вопросы, связанные с оценкой эффективности НДТ и «зеленых» проектов, важны также и потому, что по мере развития торговли выбросами при снижении порога допустимых квот цена на СО2-эквивалент будет повышаться. По этой причине «дефицитность» воспроизводимых ресурсов будет выравниваться в результате соответствующего распределения капитальных вложений, и поэтому задачи, связанные с отбором и оценкой НДТ и «зеленых» проектов будут актуальны в ближайший время и, следовательно, их надо приводить к общей методологической основе.
Международные механизмы углеродного регулирования предполагают не только углеродные налоги, но и включение импортеров в текущую систему Евросоюза по торговле квотами на выбросы и продажу им квот наряду с европейскими производителями.Постановка этой проблемы для страны в целом предполагает решение множества задач, связанных с модернизацией системы оценки выбросов углекислого газа, системы ценообразования на углерод, организацией рынка низкоуглеродных товаров и региональных площадок по торговле углеродными единицами.
Таким образом, развитие низкоуглеродной экономики не только минимизирует затраты, связанные с ужесточением регулирования, но и определит продукты с низким углеродным следом как конкурентоспособные, создаст преимущества (благоприятные условиями заимствования, снижение торговых барьеров и др.) для отечественных компаний и обеспечит их присутствие на международных рынках.
Запущенная ЕС подготовка перехода на новую энергетическую платформу и мировые тренды низкоуглеродного развития опираются на межстрановой рынок торговли углеводородами (УВ), региональным площадкам квотирования и торговли УВ в этом процессе отводится второстепенная роль. Тем не менее весь спектр вопросов, связанных с методическим обеспечением, разработкой организационно-экономического механизма площадок торговли УВ, стратегией их развития и позиционирования на уровне региона будут являться новыми для данного объекта исследования
Ожидаемые результаты
В конце первого года будут получены следующие результаты:
1. Проанализирована структура и источники информации о выбросах ПГ для предприятий экспортно-ориентированных отраслей Свердловской области
2. Осуществлены расчеты углеродоемкости продукции, выпускаемой экспортно-ориентированными отраслями Свердловской области
3. Дана денежная оценка потенциальных потерь по товарным группам, попадающим под углеродное регулирование.
4. Разработан методический подход к оценке эффективности и таксономии «зеленых» проектов, направленных на декарбонизацию промышленного сектора региона.
В конце второго года будут получены следующие результаты:
1. Выполнен анализ допустимых условий формирования регионального рынка низкоуглеродных товаров.
2. Разработан организационно-экономический механизм создания региональной площадки по торговле углеродными единицами на примере Свердловской области.
3. Даны методические рекомендации по совершенствованию подходов к оценке и управлению углеродным следом продукции предприятия
4. Оценена величина углеродного следа и его влияние на изменение показателя экологически адаптированный чистый внутренний продукт области
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания01/04/202231/12/2023

ГРНТИ

  • 87.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование охраны окружающей среды и экологии человека

Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РНФ
  • РНФ Свердловской области

Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Мира