Теоретический анализ факторов, определяющих особенности развития зрительного внимания у недоношенных детей

Проект: Проект-Грант

Сведения о проекте

Описание

Большой объем данных последних двух десятилетий свидетельствует о негативном влиянии недоношенности на формирование когнитивных, речевых и моторных навыков. Значительно меньше изучен вопрос касательно особенностей зрительного внимания у недоношенных детей в первые месяцы и годы после рождения (Hendry, 2019). Результаты современных исследований, посвященных данному вопросу, неоднозначны. С одной стороны, в ряде работ у недоношенных детей было выявлено отставание по показателям зрительного внимания и скорости обработки визуальной информации в сравнении с нормативной выборкой (Harel, 2011; Geldof, 2016; Telford, 2016; Perez-Roche, 2017; Downes, 2018). С другой стороны, существуют данные об ускоренном развитии зрительных функций у детей с недоношенностью вследствие более длительной подверженности зрительной стимуляции во внешней среде (De Schuymer 2012; Peña 2014, Ricci 2008; Vandormael, 2019). Исследователи отмечают, что факторы окружающей среды могут способствовать ускоренному созреванию мозговых механизмов у таких детей. Данная работа будет посвящена теоретическому анализу и систематизации нейроанатомических и средовых факторов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на развитие зрительного внимания у детей раннего возраста (1-3 года) с легкой и средней степенью недоношенности. Третий триместр является критическим периодом для развития мозга, так как в этот период активно протекают процессы миелинизации и синаптогенеза. Содержание в условиях отделения интенсивной терапии новорожденных является значимым фактором, влияющим на реализацию генетической программы кортикогенеза (Escobar, 2005; Blüml, 2014; Vinci, 2016; Rangon, 2018). Было выявлено, что воздействие кислорода при искусственной вентиляции легких подавляло нейрогенез в желудочковой и субвентрикулярной зонах коры (Malik et al. 2013), а также приводило к снижению объема мозжечка (Scheuer, 2017). У недоношенных детей, прошедших курс лечения глюкокортикоидами для улучшения созревания легких, наблюдалось снижение таламокортикальной связности и кортикальной нейропластичности, что повышало риск задержки развития внимания (Dean, 2014). На основании результатов, полученных в зарубежных исследованиях, была выдвинута гипотеза о том, что дети, получавшие более высококачественный медицинский уход во время содержания в отделении интенсивной терапии (включающий регуляцию болевой чувствительности, высокий контроль внешних стимулов, обеспечение контакта с родителями и т.д.), впоследствии демонстрируют более высокий уровень коммуникативных навыков и развитое зрительное внимание в социальном контексте (Caskey, 2004; Montirosso, 2016). В ряде работ отмечается положительное влияние ранней диагностики и раннего нейропсихологического вмешательства, нацеленного на усиление формирования нейронных связей и, таким образом, способствующего развитию когнитивных функций у недоношенного ребенка (Olafsen, 2006; Imafuku, 2018; Kara, 2019; Perra, 2020; Saigal, 2020). Среди наиболее значимых социальных факторов, влияющих на особенности развития зрительного внимания, можно выделить социально-экономический статус родителей, их психологические особенности и стили взаимодействия с ребенком. Так, было показано, что недоношенные дети, воспитывающиеся в семьях с более высоким социально-экономическим статусом и уровнем образования родителей, отличаются высокой скоростью обработки визуальной информации (Mangin, 2016; Yaari, 2018; Werchan, 2019; Wolke, 2019; Carcavalli, 2020). Такие факторы, как высокая степень эмоционального контакта родителя с ребенком и формирование адекватных диадических взаимоотношений, значительно смягчают влияние недоношенности на темпы развития зрительного внимания (Muller-Nix, 2004; Zelkowitz, 2009; Forcada-Guex, 2011; Hadfield, 2017; McMahon, 2018). Данная работа вносит вклад в понимание нейронных механизмов развития зрительного внимания и может являться теоретической базой для разработки программы раннего вмешательства.
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания25/11/202003/08/2021

ГРНТИ

  • 15.31.31 Детская и юношеская психология

Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РФФИ

Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева