Университетское управление в зеркале западной социологии высшего образования

Проект: Проект-Грант

Сведения о проекте

Описание

Университетское управление в конце XX – начале XXI в. превратилось в феномен, привлекающий внимание западных социологов. Они раньше и активнее, чем их российские коллеги, стали подвергать его многостороннему анализу. Поскольку российское высшее образование интенсивно заимствует зарубежный опыт университетского управления, постольку необходимо социологическое осмысление его достижений и проблем. Западная социология высшего образования, в отличие от теории управления и теории организации высшей школы, формирует знание не только о должном состоянии, но и о реальных процессах, противоречиях и перспективах университетского управления. Она позволяет выявлять и оценивать не только административные намерения и технические решения в отношении высшего образования, но и результаты и социальные последствия университетского управления, а также общественное мнение о нем. Между тем, ни в западной, ни в отечественной социологии высшего образования нет обобщающих работ по университетскому управлению. Исходя из этого, авторы утверждают, что необходимо осуществить систематизацию как социального опыта университетского управления конца XX – начала XXI в., так и результатов его социологической рефлексии. Тем более что некоторые американские и западноевропейские социологи вышли на понимание перспективных путей преодоления конфликтных состояний университетского управления и его позитивной эволюции. Эти достижения также требуют социологического анализа. Цель статьи заключается в осмыслении и обобщении социологических исследований западного опыта университетского управления. Обзор основных направлений, теоретических подходов, результатов эмпирического изучения, перспектив социологического исследования университетского управления составляет содержание статьи. Ее проблематику авторы выстраивают вокруг социологического анализа: 1) моделей университетского управления; 2) взаимодействия университетского менеджмента с академическим сообществом; 3) профессионализации университетского управления. Выбор содержательных элементов статьи основан на выделении наиболее актуальных и общих для западных стран и России проблем. Авторы обобщают западные социологические исследования социального контекста моделей университетского управления и рассматривают их сквозь призму социальных предпосылок, противоречий и последствий выбора той или иной модели. Обращение к западному опыту социологического изучения университетского управления в разных странах придает компаративный характер обзору. Как актуальная проблема западной социологии высшего образования рассматривается взаимодействие университетского менеджмента с академическим сообществом. В статье систематизируются зарубежные социологические исследования как позитивного, так и негативного опыта взаимодействия «администраторов» и «академиков». Ставится задача обобщения способов и направлений профессионализации и дебюрократизации университетского менеджмента, проанализированных в западной социологии высшего образования. В обзорной статье будут представлены идеи, дискуссии, новые тенденции социологических исследований университетского управления в США, Канаде, Франции, Англии, Испании, Голландии, скандинавских и других западных странах. Такой выбор обусловлен реальными достижениями высшего образования в этих странах и высоким уровнем развития в них социологии высшей школы. В статье найдут отражение работы ведущих социологов высшего образования США (B. Clark, Ph. Altbach, P.J. Gumport, J.W. Meyer, M. Peterson, F.O. Ramirez, S. Hurtado, P.M. McDonough, G. Rhoades, J.C. Hearn, L.W. Perna, R. Arum, J. Roksa), Канады (L. Andres, A. Metcalfe, D. Fisher, G. Fallis), Франции (A. van Zanten, C. Paradeise, L.-A. Vallet, C. Barone), Великобритании (R. Deem, C. Whitchurch, M. David, R. Naidoo, M. Tight, D. Hayes), Испании (J. Beltrán, D. Gabaldón-Estevan, A. Montané, M.E.P. Carvalho, A. Villar-Aguilés A., F.J. Hernàndez), скандинавских стран (С. Carlhed, B. Stensaker, S. Wollscheid, A. Antikainen, J. Välimaa, E. Pekkola) и др.
Аннотация итогового отчета В последние десятилетия в социологии активно разрабатываются вопросы управления системой высшего образования. Актуальность этой тематики обусловлена увеличивающейся значимостью деятельности университетов в жизни общества и конфликтным положением внутри научно-образовательных организаций, сложившимся по причине неоднозначного отношения академического сообщества к университетскому менеджменту и предпринимательской модели управления вузами. Цель изложенного в статье изыскания – осмысление и обобщение западных социологических исследований, посвященных проблемам университетского управления. Методология и методы. Работа базировалась на методологии компаративного анализа. В ходе аналитического обзора был рассмотрен международный и имеющийся в отдельных странах опыт изучения университетского управления. Результаты и научная новизна. Выделены и описаны социальные предпосылки, противоречия и последствия трансформации управленческих практик в университетах. Охарактеризованы теоретические модели данных практик, типы и виды взаимодействия корпуса университетского менеджмента с академическим сообществом, а также процесс профессионализации управленцев, занятых в высшей школе. С критических позиций представлены идеи, дискуссии и новые тенденции социологических исследовательских проектов университетского управления в США, Канаде, Франции, Англии, Испании, Германии, Голландии, в скандинавских и других западных государствах, выбор которых объясняется развитостью в них социологии как науки и реальными достижениями в их системах высшего образования. Констатируется, что на протяжении продолжительного периода ведущие западные социологи не просто фиксировали объективные эволюционные изменения в обсуждаемой сфере, их результаты и количественные показатели, но и вскрывали суть антиномических явных и латентных процессов, сопровождающих реформирование университетов и их административных структур. Подчеркивается, что этим ученым удалось показать сквозь призму социологии квинтэссенцию социальных отношений, поведенческих стратегий, ценностных систем, складывающихся в университетском сообществе и служащих главным ресурсом развития современных вузов. Практическая значимость. Очевидно, что российская высшая школа движется по тем же траекториям, что и западные университеты, и маловероятен ее уход с этой колеи, поэтому при разборе плюсов и минусов зарубежного опыта авторы статьи пытались выяснить перспективы отечественной системы высшего образования и возможные векторы развития его управления. В связи с этим материалы публикации могут быть полезны как социологам высшего образования, так и практикам, работающим в сфере университетского управления.
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания07/11/201931/08/2020

Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

ГРНТИ

  • 04.21.61 Социальная организация и управление

Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РФФИ