Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности

Проект: Проект-Грант

Сведения о проекте

Описание

Усиливающаяся нелинейная экономическая и социокультурная динамика российского общества породила потребность в нелинейном развитии высшего образования, создании его новых концепций и моделей. Целью проекта выступает разработка концепции нелинейной модели высшего образования, обеспечивающей ее конкурентоспособность в глобальном образовательном пространстве, повышение его роли в жизни общества и конкретных регионов страны, превращение в драйвера социально-экономического и социокультурного развития. Цель проекта реализуется на основе междисциплинарной методологии.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена как ее теоретико-методологической значимостью, так и практическими потребностями развития российского общества и системы его высшего образования. Необходимо создание такой концепции и нелинейной модели высшего образования в России, которые позволили бы учитывать, с одной стороны, национальные и региональные интересы, с другой – общемировые тенденции развития высшего образования.
Актуальность темы проекта вызвана необходимостью теоретического и эмпирического изучения нелинейных процессов во всех сферах общественной жизни, включая высшее образование. Усиление этих процессов характеризует развитие современного общества в условиях экономической и социальной неопределенности. Это тем более важно, что нелинейность заявляет о себе как доминирующий способ организации социальной реальности и получает не просто свое особое толкование, но и оценку – положительную или отрицательную – в зависимости от ее влияния на состояние и перспективы развития общества. Именно в таком контексте нелинейности формируется проблематика высшего образования, перехода к его нелинейной модели, обладающей новым уровнем сложности, новой ресурсностью, построенной на принципах альтернативности и мобильности, изменении функций высшего образования в условиях экономической и социальной неопределенности.
Последняя проявляется в неравномерном ускорении экономических и социальных процессов, зачастую непредвиденном характере их развития, отсутствии устойчивости экономической и социальной систем, их фрагментарности, полиструктурности, текучести, виртуализации, асинхронности. Неопределенность различных общественных подсистем, в том числе высшего образования, обусловливает неуравновешенность процессов перехода ее в новое качество, высокую вероятность рассогласования траекторий ее модернизации с процессами развития экономики, рынка труда, науки, культуры, социальной сферы и систем управления ими. Явный характер одних из этих дисбалансов и латентное существование других делают исключительно актуальным своевременное появление новой нелинейной модели высшего образования.
Научная новизна поставленной задачи определяется концептуализацией нелинейной модели высшего образования в России и выявлением условий ее реализации. Концептуализация включает в себя следующие отличительные качественные характеристики нелинейной модели высшего образования:
1. Достижение высокого уровня сложности внутрисистемных связей, организационных процессов, межинституциональных отношений, складывающихся вокруг системы высшего образования.
2. Использование новой ресурсности, состоящей в опоре на новый тип знания (научно-образовательное знание); новый тип междисциплинарности (тесная связь высшего образования с институтами общества и новыми социальными практиками); новый вид капитала (социальное время, реализуемый в темпоральных практиках субъектов высшего образования); новый уровень развития и взаимодействия образовательных общностей (базирующийся на принципах открытости, ответственности, доверия, взаимной заинтересованности).
3. Обеспечение альтернативности, выраженной в возможностях широкого выбора научно-образовательных программ и индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий.
4. Усиление мобильности, проявляющаяся в ориентации высшего образования на опережающие пути развития, скорость и своевременность его изменений.
5. Превращение высшего образования в драйвер социально-экономического, культурного и научного развития общества в целом и его конкретных регионов.
Выявление условий реализации нелинейной модели высшего образования в России включает в себя:
1. Разработку путей и этапов перехода от традиционной линейной к нелинейной модели высшего образования.
2. Проектирование новых стратегий развития вузовских образовательных общностей, направленных на их превращение в авангардные общности.
3. Обоснование инновационных организационно-управленческих подходов к реализации новой модели высшего образования.
4. Формирование региональной стратегии развития высшего образования в рамках его нелинейной модели, органично включенной в систему российского образования в качестве его элемента.
5. Определение рисков, барьеров, уязвимостей, побочных эффектов, латентных последствий реализации концепции нелинейной модели высшего образования.
Предлагаемая концепция может быть внедрена на региональном уровне (Уральский федеральный округ) в качестве опытной модели и, в случае успешной апробации, распространена в общероссийском масштабе.
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания01/01/201631/12/2018

Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РНФ

Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

ГРНТИ

  • 04.51.53 Социология образования и воспитания

Результат исследований

  • 44 Статья
  • 17 Материалы конференции
  • 3 Монография/Сборник статей/Брошюра
  • 2 Глава
Открытый доступ
  • 1 Цитирования (Scopus)

    CONTRADICTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN UNIVERSITIES

    Ambarova, P., 2018, 12TH INTERNATIONAL TECHNOLOGY, EDUCATION AND DEVELOPMENT CONFERENCE (INTED). Chova, LG., Martinez, AL. & Torres, IC. (ред.). International Academy of Technology, Education and Development, стр. 3140-3148 9 стр. (INTED Proceedings).

    Результат исследований: Глава в книге, отчете, сборнике статейМатериалы конференции

    DO OLDER STUDENTS NEED UNIVERSITIES IN RUSSIA?

    Ambarova, P., 2018, 12TH INTERNATIONAL TECHNOLOGY, EDUCATION AND DEVELOPMENT CONFERENCE (INTED). Chova, LG., Martinez, AL. & Torres, IC. (ред.). International Academy of Technology, Education and Development, стр. 3149-3156 8 стр. (INTED Proceedings).

    Результат исследований: Глава в книге, отчете, сборнике статейМатериалы конференции