Человек в своем времени- проблематизация темпоральности в европейском интеллектуальном пространстве первой трети ХХ-го века

Проект: Проект-Грант

Сведения о проекте

Описание

Наш проект нацелен на исследование методами истории философии, интеллектуальной истории и философской антропологии проблематизации темпоральности в первой трети двадцатого века в европейском интеллектуальном пространстве. Предполагается, во-первых, осуществить реконструкцию теорий времени, создаваемых в рамках и на пересечении философии, искусства и науки в этот период; во-вторых, рассмотреть философско-антропологическую рефлексию об отношении человека со “своим временем”, связанную с характерной для этого периода “невозможностью” не писать о времени; и, наконец, проанализировать ряд своеобразных попыток в философии, историографии, искусстве, литературе разработать особенные формы выражения нового опыта времени.
Научная проблема, в целом, может быть обозначена как необходимость исследования “рассогласования” языков описания времени в первой трети двадцатого века. Такая постановка проблемы обусловлена тем, что, во-первых, наблюдается конфликт между социально-политическим “опространственным” временем в идеологиях модерна, которые мыслят темпоральность как “пустую форму” для общественного прогресса, и осмыслением нового опыта индивидуального отношения со временем в философском и художественно-литературном модернизме, который был нацелен на раскрытие внутреннего переживания времени. Во-вторых, конфликт антропологического (индивидуальное старение и умирание) и социально-исторического времени (общественный прогресс) со всей остротой поставил перед интеллектуалами в этот период вопрос о связи темпоральности и историчности, вопрос о “духовной ситуации человека в своем времени” (К. Ясперс). Задача осмысления своей персональной захваченности историческим временем оказывается в этом контексте ключевой для философско-исторических и антропологических размышлений интеллектуалов самых разных политических и культурных ориентаций. В-третьих, в ходе углубления научной специализации, умножения направлений в искусстве, философии, историографии формулируются новые способы выражать темпоральность и историчность, происходит размежевание и гибридизация, а также экспериментирование с формами описания темпоральности, что свидетельствует о неразделимости в этот период проблематизации времени и проблематизации языка.
По нашему мнению, можно, таким образом, говорить о темпоральном повороте, в историко-философском и философско-антропологическом аспектах. Однако многомерность и плотность темпорального поворота остается недооцененной: исследования основателей направлений (неокантианства, феноменологии, бергсонианства, позитивизма) оставляют в тени многих мыслителей, которые своеобразно прорабатывали проблематику темпоральности.
Изучение фигур “второго плана” канонической истории философии задает эмпирическую новизну проекта. Новизна проекта также связана с методологической установкой на де-регионализацию за счет выявления параллелей, взаимовлияний, трансферов и апроприаций в контексте европейского, включая российское, интеллектуального пространства. Проект стремится преодолеть как европоцентризм, так и дискурсивную провинциализацию России, проистекающую из сосредоточенности в анализе первой трети двацатого века на категориях революции и утопии. Последние, считается, свойственны “русскому авангарду” и отличают его от европейского модернизма и авангарда, однако внимание только к “левому авангарду” вытеснило исследование теорий времени, обращенных к категориям случайности, дискретности времени, вневременности и вечности, существующим параллельно, наше исследование позволит увидеть европейскую и российскую проблематизацию темпоральности как единый процесс. Наконец, в исследуемый период происходит определенная гибридизация философии, литературы и науки, создаются новые языки, новые формы письма и способы воображения, преодолевающие традиционное разделение, потому междисциплинарный подход и методы интеллектуальной истории, которая несводима только к искусствоведению, истории философии или истории науки, позволит получить более полноценную картину происходящих интеллектуальных процессов, что также определяет новизну проекта.
Мировоззренческая актуальность проекта задана тем, что духовная ситуация определения своего времени воспроизводится в антропологическом горизонте современного человека, поскольку фрагментарность социальной реальности и увеличивающаяся мобильность формируют внутреннее убеждение, что единственным маркером идентичности остается время: до или после перестройки, до или после кризиса, до и после 11 сентября, поколение книги и поколение web 2.0 и т.п. При этом нужно понимать, что поиск способов понимания времени симптоматически указывает на неопределенность человека в сфере ценностей. Именно ценности фундируют устойчивость в определении своего и чужого, нового и старого времени. Потому, анализ проблемы “своего времени” особо актуален в современных социальных обстоятельствах, когда пространство перестает быть главным фактором самоопределения в глобальных процессах (коммуникаций, конфликтов, миграций и т.п.) “текучей современности”.
По итогам трех лет исследовательской работы результаты выполнения проекта должны быть представлены в виде 15 научных статей в рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК (РИНЦ), 10 научных статей в журналах, индексируемых в базе данных Scopus/WoS и 1 научной монографии.
Достижимость заявленных результатов обеспечивается квалификацией научного коллектива, который включает двух иностранных исследователей, имеющих опыт работы в научных проектах по тематике, близкой предлагаемому исследованию. Руководитель проекта М.Е.Соболева, длительное время работая в университете Марбурга (Германия), имеет сложившуюся сеть научных партнерств и коллабораций за рубежом, которые смогут обеспечить качество и мировой уровень проводимых исследований, но также Соболева является признанным специалистом по истории философии первой трети ХХ века, в частности имея научные публикации по истории русской и советской философии, теории познания, философии языка, герменевтике (В. Дильтей, Г. Миш, И. Кениг), философии символических форм (Э. Кассирер), философии И. Канта и неокантианству, философии М.М. Бахтина. В состав научного коллектива также входят молодые перспективные исследователи, каждый из которых имеет существенный задел по тематике проекта, в том числе молодые ученые имеют публикации по изучению экзистенциального опыта переживания, философского анализа произведений искусства, историографии, это-документов, которым предполагается уделить большое внимание в ходе научной работы.
Наконец, следует отметить междисциплинарный состав коллектива, который помимо философов, специализирующихся на истории философии, философской антропологии и философии культуры, включает историков, владеющих методологией интеллектуальной истории и имеющих опыт межнациональных междисциплинарных европейских научно-исследовательских проектов.
В ходе реализации проекта предполагается вести активное научное сотрудничество с научными организациями и партнерами, в России и за рубежом, среди которых Центр фунадментальных исследований в Юго-восточной Европе (Рийека, Хорватия), Факультет славистики Университета Белграда, Центр изучения Восточной Европы университета Марбурга, университет Хельсинки, Центр П. Клее (Берн, Швейцария), а также СПбГУ, ПНИУ, НИУ ВШЭ и др.
СтатусАктивный
Действительная дата начала/окончания24/04/201931/12/2021

ГРНТИ

  • 02.91.00 История философии
  • 13.11.28 Культура и личность

Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РНФ