«БОГ ДАННОГО МГНОВЕНИЯ». ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ: ИМПУЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ*

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

Дан анализ демонического в творчестве М. А. Врубеля в контексте «болезненных фантазмов» европейского искусства последней трети XIX в. Отмечается, что в европейской живописи 1870–1900 гг. традиционная иконография инфернальных существ, созданная в рамках религиозного искусства, перестает быть актуальной, а привычные приемы «не работают». Парадоксальная телесная конструкция, подчеркнутая разнородность частей инфернального существа имеют древнюю традицию, и художники ХIХ в. не могли не обратиться к античному наследию. Только через соединение фольклорных элементов, литературных сюжетов, типажей массовой культуры, индивидуальных предпочтений – снов и кошмаров – мог появиться эклектичный образ монстра, который, как творение Франкенштейна, сшит на скорую руку из разнородных частей (расчлененных трупов). Следовательно, желающие изобразить образ классического (античного) монстра должны были передать его фатальность (роковую силу), чувственность (женственность), безликость (невидимость), внезапность (неуловимость). Врубель упорно и последовательно разрабатывал программу, в которой «бог данного мгновения» (метафора А. Лосева) предстал бы во всей многогранной красе. Врубелевские «Демоны» в своей совокупности – это не серия картин, а единое, в полном смысле слова программное произведение. Творческая программа последовательно реализуется мастером в различных пластических решениях, но, размеренная, разверстанная на годы труда, этапность работы взрывается импульсными вспышками спонтанной творческой активности. Представляется, что такое импульсное начало в «Демонах» является диалектической оппозицией проектному. Синтез этих начал определяет уникальность врубелевской программы, становится аутентичным воплощением самой идеи демонизма в ее эллинистической, антично-христианской формации.
Переведенное название“The Spirit of the Moment”. Vrubel’s demons: impulse and construction
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)395-412
Число страниц18
ЖурналQuaestio Rossica
Том7
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 1 янв 2019

Отпечаток

artist
art
nineteenth century
sensuality
mass culture
folklore
painter
femininity
beauty
antiquity
creativity
Demons
Artist
Impulse
Flash
Antiquity
Creatures
Phantasm
Painters
Hellenistic Period

Ключевые слова

  • 1900
  • Demon
  • Demonism in ancient culture
  • European painting between 1870
  • Infernal being
  • M. Vrubel’s art

Предметные области ASJC Scopus

  • Cultural Studies
  • Language and Linguistics
  • История
  • Visual Arts and Performing Arts
  • Linguistics and Language
  • Literature and Literary Theory

ГРНТИ

  • 03.00.00 ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать

@article{c3345b3a831a46ba9bf5d149740d21f6,
title = "«БОГ ДАННОГО МГНОВЕНИЯ». ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ: ИМПУЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ*",
abstract = "Дан анализ демонического в творчестве М. А. Врубеля в контексте «болезненных фантазмов» европейского искусства последней трети XIX в. Отмечается, что в европейской живописи 1870–1900 гг. традиционная иконография инфернальных существ, созданная в рамках религиозного искусства, перестает быть актуальной, а привычные приемы «не работают». Парадоксальная телесная конструкция, подчеркнутая разнородность частей инфернального существа имеют древнюю традицию, и художники ХIХ в. не могли не обратиться к античному наследию. Только через соединение фольклорных элементов, литературных сюжетов, типажей массовой культуры, индивидуальных предпочтений – снов и кошмаров – мог появиться эклектичный образ монстра, который, как творение Франкенштейна, сшит на скорую руку из разнородных частей (расчлененных трупов). Следовательно, желающие изобразить образ классического (античного) монстра должны были передать его фатальность (роковую силу), чувственность (женственность), безликость (невидимость), внезапность (неуловимость). Врубель упорно и последовательно разрабатывал программу, в которой «бог данного мгновения» (метафора А. Лосева) предстал бы во всей многогранной красе. Врубелевские «Демоны» в своей совокупности – это не серия картин, а единое, в полном смысле слова программное произведение. Творческая программа последовательно реализуется мастером в различных пластических решениях, но, размеренная, разверстанная на годы труда, этапность работы взрывается импульсными вспышками спонтанной творческой активности. Представляется, что такое импульсное начало в «Демонах» является диалектической оппозицией проектному. Синтез этих начал определяет уникальность врубелевской программы, становится аутентичным воплощением самой идеи демонизма в ее эллинистической, антично-христианской формации.",
keywords = "1900, Demon, Demonism in ancient culture, European painting between 1870, Infernal being, M. Vrubel’s art",
author = "Evgeny Alekseev and Andrey Merezhnikov",
year = "2019",
month = "1",
day = "1",
doi = "10.15826/qr.2019.2.383",
language = "Русский",
volume = "7",
pages = "395--412",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "2",

}

«БОГ ДАННОГО МГНОВЕНИЯ». ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ: ИМПУЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ*. / Alekseev, Evgeny; Merezhnikov, Andrey.

В: Quaestio Rossica, Том 7, № 2, 01.01.2019, стр. 395-412.

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

TY - JOUR

T1 - «БОГ ДАННОГО МГНОВЕНИЯ». ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ: ИМПУЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ*

AU - Alekseev, Evgeny

AU - Merezhnikov, Andrey

PY - 2019/1/1

Y1 - 2019/1/1

N2 - Дан анализ демонического в творчестве М. А. Врубеля в контексте «болезненных фантазмов» европейского искусства последней трети XIX в. Отмечается, что в европейской живописи 1870–1900 гг. традиционная иконография инфернальных существ, созданная в рамках религиозного искусства, перестает быть актуальной, а привычные приемы «не работают». Парадоксальная телесная конструкция, подчеркнутая разнородность частей инфернального существа имеют древнюю традицию, и художники ХIХ в. не могли не обратиться к античному наследию. Только через соединение фольклорных элементов, литературных сюжетов, типажей массовой культуры, индивидуальных предпочтений – снов и кошмаров – мог появиться эклектичный образ монстра, который, как творение Франкенштейна, сшит на скорую руку из разнородных частей (расчлененных трупов). Следовательно, желающие изобразить образ классического (античного) монстра должны были передать его фатальность (роковую силу), чувственность (женственность), безликость (невидимость), внезапность (неуловимость). Врубель упорно и последовательно разрабатывал программу, в которой «бог данного мгновения» (метафора А. Лосева) предстал бы во всей многогранной красе. Врубелевские «Демоны» в своей совокупности – это не серия картин, а единое, в полном смысле слова программное произведение. Творческая программа последовательно реализуется мастером в различных пластических решениях, но, размеренная, разверстанная на годы труда, этапность работы взрывается импульсными вспышками спонтанной творческой активности. Представляется, что такое импульсное начало в «Демонах» является диалектической оппозицией проектному. Синтез этих начал определяет уникальность врубелевской программы, становится аутентичным воплощением самой идеи демонизма в ее эллинистической, антично-христианской формации.

AB - Дан анализ демонического в творчестве М. А. Врубеля в контексте «болезненных фантазмов» европейского искусства последней трети XIX в. Отмечается, что в европейской живописи 1870–1900 гг. традиционная иконография инфернальных существ, созданная в рамках религиозного искусства, перестает быть актуальной, а привычные приемы «не работают». Парадоксальная телесная конструкция, подчеркнутая разнородность частей инфернального существа имеют древнюю традицию, и художники ХIХ в. не могли не обратиться к античному наследию. Только через соединение фольклорных элементов, литературных сюжетов, типажей массовой культуры, индивидуальных предпочтений – снов и кошмаров – мог появиться эклектичный образ монстра, который, как творение Франкенштейна, сшит на скорую руку из разнородных частей (расчлененных трупов). Следовательно, желающие изобразить образ классического (античного) монстра должны были передать его фатальность (роковую силу), чувственность (женственность), безликость (невидимость), внезапность (неуловимость). Врубель упорно и последовательно разрабатывал программу, в которой «бог данного мгновения» (метафора А. Лосева) предстал бы во всей многогранной красе. Врубелевские «Демоны» в своей совокупности – это не серия картин, а единое, в полном смысле слова программное произведение. Творческая программа последовательно реализуется мастером в различных пластических решениях, но, размеренная, разверстанная на годы труда, этапность работы взрывается импульсными вспышками спонтанной творческой активности. Представляется, что такое импульсное начало в «Демонах» является диалектической оппозицией проектному. Синтез этих начал определяет уникальность врубелевской программы, становится аутентичным воплощением самой идеи демонизма в ее эллинистической, антично-христианской формации.

KW - 1900

KW - Demon

KW - Demonism in ancient culture

KW - European painting between 1870

KW - Infernal being

KW - M. Vrubel’s art

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85068766723&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=39168985

U2 - 10.15826/qr.2019.2.383

DO - 10.15826/qr.2019.2.383

M3 - Статья

VL - 7

SP - 395

EP - 412

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 2

ER -