Проекты за года
Аннотация
Введение. Одним из аспектов цифровизации образования является перенос межличностных отношений и групповых процессов в виртуальную среду. Буллинг, одна из серьезнейших проблем школьных сообществ, так же актуальна и при общении в интернете. Опасность как буллинга, так и кибербуллинга в том, что данные процессы могут протекать в среде обучающихся скрыто от взрослых. Возможность неявного протекания травли затрудняет противодействие, так как со стороны ситуация может представляться благополучной. По этой же причине реальный масштаб явления не очевиден и нуждается в оценке и регулярном уточнении. Цель. Исследование субъективных представлений обучающихся о проявлениях и опыте буллинга и кибербуллинга в образовательной и интернет-среде. Методология, методы и методики. Для исследования проблемы была разработана анкета, позволяющая выявить тип и форму участия в буллинге и кибербуллинге. Анкетирование проводилось среди 1762 обучающихся среднего звена организаций общего и среднего профессионального образования (ООО и СПО) Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты. Было выявлено наличие как буллинга, так и кибербуллинга в образовательных организациях Свердловской области. Были установлены наиболее распространенные формы обоих типов преследования и распределение по типам участия. Распределение в школьном буллинге: жертвы - 35,5 %, зачинщики - 15,7 %, рядовые участники - 11,5 %, свидетели - 42,0 %. В школьном кибербуллинге: жертвы - 20,4 %, агрессоры - 7,7 %, подстрекатели - 4,7 %, рядовые участники - 6,4 %, свидетели - 20,4 %. Трансформация буллинга в цифровом пространстве сохраняет структуру и типы участия, но адаптирует формы преследования и степень вовлеченности участников. Можно утверждать, что вовлеченность в кибербуллинг (во всех ролях) ниже вовлеченности в школьный буллинг. Результаты позволяют начать исследование зависимости форм и мотивации участников травли от пространства, в котором реализуются эти отношения. Научная новизна. В работе предлагается сквозное сравнение различных форм буллинга и кибербуллинга в школьных коллективах, фиксируемое у представителей разных форм травли (жертва, преследователь, свидетель). Практическая значимость. Предлагаемый в работе опросник может быть использован в дальнейшем для аналитического исследования буллинга и кибербуллинга в школьных коллективах.
Переведенное название | BULLYING AND CYBERBULLYING IN A MODERN SCHOOL |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 169-205 |
Число страниц | 37 |
Журнал | Образование и наука |
Том | 24 |
Номер выпуска | 2 |
DOI | |
Состояние | Опубликовано - февр. 2022 |
Ключевые слова
- Bullying
- Cyberbullying
- Forms of bullying
- Forms of cyberbullying
- School
- Teenagers
Предметные области ASJC Scopus
- Education
- Developmental and Educational Psychology
- Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation
Предметные области WoS
- Образование и исследования в области образования
Уровень публикации
- Перечень ВАК
Fingerprint
Подробные сведения о темах исследования «БУЛЛИНГ И КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).Проекты
- 1 Завершено
-
Построение фундаментальной модели цифровой трансформации системы общего образования при использовании цифровой платформы результативного образования
13/11/2019 → 31/10/2022
Проект: Проект-Грант
Упоминания в прессе
-
Ученые определили вовлеченность учащихся в буллинг и кибербуллинг
Владимир Лазаревич Назаров, Наталья Владимировна Авербух & Анна Владиславовна Буйначева
17/03/2022
1 Материалы средств информации
Пресса/СМИ: другое