ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВ СЕВЕРА В ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «МЕСТОРОЖДЕНИЕ»)

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

В статье анализируется один из видов современных визуальных антропологических источников - этнографическое кино о коренных народах Российского Севера. Авторы обращаются к документальному фильму «Месторождение» (И. А. Головнев, 2012), посвященному жизни на стойбище в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре семьи Пяк. Анализируя повседневную жизнь хантыйской семьи, авторы раскрывают отношение главного персонажа фильма Василия Пяка к окружающей среде, его восприятие жизни на Севере. Особое внимание уделяется теме сложных взаимоотношений коренных народов и нефтедобывающих компаний в ХМАО. Утверждается, что нефтяная разработка в крае становится важным контекстом повседневного существования этнокультурных сообществ Севера. С одной стороны, нефтяные компании представляют реальную угрозу для сохранения окружающей среды и традиционной культуры в регионе. С другой стороны, нефтяники предоставляют этнокультурным сообществам Севера важные средства жизнеобеспечения: топливо, дороги, работу, систему льгот, а разработка нефтяных месторождений становится значимым источником дохода для многих семей. Фильм «Месторождение» предлагается рассматривать в качестве своеобразного культурного посредника в репрезентации актуальной проблемы, связанной с взаимоотношениями нефтяников и коренных жителей северной Сибири: с рисками и опасностями нефтяного производства для данной территории.
Переведенное названиеTHE VISUAL REPRESENTATIONS OF THE ETHNOCULTURAL COMMUNITIES OF THE NORTH IN THE DOCUMENTARIES (THE FILM OIL FIELD)
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)115-123
Число страниц9
ЖурналЕжегодник финно-угорских исследований
Том14
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020

Предметные области WoS

  • Этнические исследования

ГРНТИ

  • 03.61.00 Этнография и историческая антропология

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать