ВРАГ И ВРАЖДА В ЦЕННОСТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Анализ аксиологического пространства национальной культуры включает в себя изучение ценностей и антиценностей определенного исторического периода. Антиценностные смыслы являются динамической категорией, их репрезентация в текстах культуры зависит от ряда факторов общекультурного и литературного характера. Целью настоящего исследования является определение специфики актуализации ключевой антиценности древнеанглийской культуры - концепта вражды - в имагологическом пространстве литературы, в системе художеcтвенных образов. В качестве методологической базы предлагаются следующие методы исследования: лингвостилистический, сюжетно-мотивный, коммуникативно-прагматический; контекстологический, концептуальный анализ. Концепт вражды репрезентирован образом врага, который представляет собой концентрацию антиценностных смыслов эпохи VIII-XI вв. н. э. Враг актуализирован тремя имагологическими типами: мифологическим чудовищем, врагом христианства, враги - исторические личности. Каждый из этих типов имеет конкретную жанровую принадлежность, при этом стоит отметить их диффузию и взаимовлияния. Стилистическая тональность образа врага является отрицательной, что проявляется в тропеической разработке образа. Речевая партия образа состоит из речевых жанров деструктивной прагматической направленности: менасива, упрека, прямого отрицательного приказа. Дидактический компонент картины мира религиозных жанров обусловливает наличие речевого жанра автоприговора в лингвоперсонологической разработке образа врага. На концептуальном уровне происходит реконструкция антиценностных смыслов. Враг ассоциируется с отрицательными ценностными концептами, восходящими к мифологической, героической и христианской картинам мира. Концептуальной доминантой являются антиценностные концепты христианского происхождения. Анализ внутреннего мира врага показал, что враг испытывает преимущественно отрицательные эмоции. Самым частотным чувством, ассоциированным с врагом, является страх. Ассоциативный фон данного концепта подчеркивает его антиценностную природу: контекстуальные отношения связывают страх с концептами ада, чудовища, греха. В заключении подчеркнуто, что образ врага - это попытка древнего человека всесторонне познать враждебный окружающий мир. Комплексный анализ образа позволяет представить его полную характеристику в древнеанглийской культуре, реконструировать спектр ценностных и антиценностных концептов, ассоциируемых с врагом, и описать специфику их трансформации в содержательном слое образа врага.
Переведенное названиеENMITY AND ENEMY IN AXIOLOGICAL SPHERE OF OLD ENGLISH LITERATURE
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)41-48
ЖурналФилологический класс
Номер выпуска4 (54)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2018

ГРНТИ

  • 17.00.00 ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «ВРАГ И ВРАЖДА В ЦЕННОСТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать