«Европеизация», «вестернизация» и механизмы адаптации западных нововведений в России имперского периода

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

В статье предлагается новая интерпретация проблемы европейского культурного влияния на Россию имперского периода. Развивая культурно-цивилизационный подход, предложенный польским социологом П. Штомпкой для анализа переходного состояния в посткоммунистических обществах, авторы рассматривают возможность использования этого подхода для понимания транзитных государств других исторических эпох, в частности, для интерпретации исторического перехода от Средневековья к Новому времени. Исходя из этого, Россия представляется страной, всегда принадлежавшей к европейскому культурному кругу, но вступившей в цивилизационный диссонанс с рядом стран Западной Европы, которые раньше других совершили «модерный скачок». Из-за ряда причин (не в последнюю очередь политического характера) в XV-XVI вв. в интеллектуальном дискурсе западных стран сформировались два взаимосвязанных стереотипа: о единой европейской идентичности и неевропейском характере России. Эти стереотипы, в силу ряда обстоятельств, были приняты российской политической элитой петровской эпохи, что, в свою очередь, создало новый миф о «царе-демиурге», который привел варварскую Россию в лоно цивилизованных европейских держав. На практике, по мнению авторов, содержание процесса включения России в сферу «цивилизованных» европейских стран определялось ее преобразованием из традиционной средневековой европейской страны в европейскую державу модерного типа. В связи с этим, термин «европеизация» не имеет реальной основы по отношению к России, поскольку речь шла не о включении неевропейской страны в европейское культурное пространство, а лишь о модернизации одной из стран европейской периферии. Сквозь эту призму в статье рассматривается процесс восприятия западных нововведений, которые, вопреки установившейся терминологии, далеко не всегда могут быть определены как «европейские инновации».
Переведенное название"EUROPEANIZATION", "WESTERNIZATION" AND MECHANISMS OF ADAPTATION OF WESTERN INNOVATIONS IN IMPERIAL RUSSIA
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)3-20
Число страниц18
ЖурналVoprosy Istorii
Номер выпуска6
СостояниеОпубликовано - 2016

Ключевые слова

    Предметные области WoS

    • История

    ГРНТИ

    • 03.00.00 ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

    Уровень публикации

    • Перечень ВАК

    Цитировать

    @article{af9a581e354f4b3b8be6cd9c2b1afa2c,
    title = "«Европеизация», «вестернизация» и механизмы адаптации западных нововведений в России имперского периода",
    abstract = "В статье предлагается новая интерпретация проблемы европейского культурного влияния на Россию имперского периода. Развивая культурно-цивилизационный подход, предложенный польским социологом П. Штомпкой для анализа переходного состояния в посткоммунистических обществах, авторы рассматривают возможность использования этого подхода для понимания транзитных государств других исторических эпох, в частности, для интерпретации исторического перехода от Средневековья к Новому времени. Исходя из этого, Россия представляется страной, всегда принадлежавшей к европейскому культурному кругу, но вступившей в цивилизационный диссонанс с рядом стран Западной Европы, которые раньше других совершили «модерный скачок». Из-за ряда причин (не в последнюю очередь политического характера) в XV-XVI вв. в интеллектуальном дискурсе западных стран сформировались два взаимосвязанных стереотипа: о единой европейской идентичности и неевропейском характере России. Эти стереотипы, в силу ряда обстоятельств, были приняты российской политической элитой петровской эпохи, что, в свою очередь, создало новый миф о «царе-демиурге», который привел варварскую Россию в лоно цивилизованных европейских держав. На практике, по мнению авторов, содержание процесса включения России в сферу «цивилизованных» европейских стран определялось ее преобразованием из традиционной средневековой европейской страны в европейскую державу модерного типа. В связи с этим, термин «европеизация» не имеет реальной основы по отношению к России, поскольку речь шла не о включении неевропейской страны в европейское культурное пространство, а лишь о модернизации одной из стран европейской периферии. Сквозь эту призму в статье рассматривается процесс восприятия западных нововведений, которые, вопреки установившейся терминологии, далеко не всегда могут быть определены как «европейские инновации».",
    keywords = "europeanization, westernization, Russia, innovations, adaptation of innovations, diffusion waves, elites, {"}phenomenon of Bashmachkin{"}",
    author = "Alekseeva Elena and Dmitry, {Redin A.} and Rey Mari-Pierre",
    year = "2016",
    language = "Русский",
    pages = "3--20",
    journal = "Voprosy Istorii",
    issn = "0042-8779",
    publisher = "VOPROSY ISTORII",
    number = "6",

    }

    «Европеизация», «вестернизация» и механизмы адаптации западных нововведений в России имперского периода. / Elena, Alekseeva; Dmitry, Redin A.; Mari-Pierre, Rey.

    В: Voprosy Istorii, № 6, 2016, стр. 3-20.

    Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

    TY - JOUR

    T1 - «Европеизация», «вестернизация» и механизмы адаптации западных нововведений в России имперского периода

    AU - Elena, Alekseeva

    AU - Dmitry, Redin A.

    AU - Mari-Pierre, Rey

    PY - 2016

    Y1 - 2016

    N2 - В статье предлагается новая интерпретация проблемы европейского культурного влияния на Россию имперского периода. Развивая культурно-цивилизационный подход, предложенный польским социологом П. Штомпкой для анализа переходного состояния в посткоммунистических обществах, авторы рассматривают возможность использования этого подхода для понимания транзитных государств других исторических эпох, в частности, для интерпретации исторического перехода от Средневековья к Новому времени. Исходя из этого, Россия представляется страной, всегда принадлежавшей к европейскому культурному кругу, но вступившей в цивилизационный диссонанс с рядом стран Западной Европы, которые раньше других совершили «модерный скачок». Из-за ряда причин (не в последнюю очередь политического характера) в XV-XVI вв. в интеллектуальном дискурсе западных стран сформировались два взаимосвязанных стереотипа: о единой европейской идентичности и неевропейском характере России. Эти стереотипы, в силу ряда обстоятельств, были приняты российской политической элитой петровской эпохи, что, в свою очередь, создало новый миф о «царе-демиурге», который привел варварскую Россию в лоно цивилизованных европейских держав. На практике, по мнению авторов, содержание процесса включения России в сферу «цивилизованных» европейских стран определялось ее преобразованием из традиционной средневековой европейской страны в европейскую державу модерного типа. В связи с этим, термин «европеизация» не имеет реальной основы по отношению к России, поскольку речь шла не о включении неевропейской страны в европейское культурное пространство, а лишь о модернизации одной из стран европейской периферии. Сквозь эту призму в статье рассматривается процесс восприятия западных нововведений, которые, вопреки установившейся терминологии, далеко не всегда могут быть определены как «европейские инновации».

    AB - В статье предлагается новая интерпретация проблемы европейского культурного влияния на Россию имперского периода. Развивая культурно-цивилизационный подход, предложенный польским социологом П. Штомпкой для анализа переходного состояния в посткоммунистических обществах, авторы рассматривают возможность использования этого подхода для понимания транзитных государств других исторических эпох, в частности, для интерпретации исторического перехода от Средневековья к Новому времени. Исходя из этого, Россия представляется страной, всегда принадлежавшей к европейскому культурному кругу, но вступившей в цивилизационный диссонанс с рядом стран Западной Европы, которые раньше других совершили «модерный скачок». Из-за ряда причин (не в последнюю очередь политического характера) в XV-XVI вв. в интеллектуальном дискурсе западных стран сформировались два взаимосвязанных стереотипа: о единой европейской идентичности и неевропейском характере России. Эти стереотипы, в силу ряда обстоятельств, были приняты российской политической элитой петровской эпохи, что, в свою очередь, создало новый миф о «царе-демиурге», который привел варварскую Россию в лоно цивилизованных европейских держав. На практике, по мнению авторов, содержание процесса включения России в сферу «цивилизованных» европейских стран определялось ее преобразованием из традиционной средневековой европейской страны в европейскую державу модерного типа. В связи с этим, термин «европеизация» не имеет реальной основы по отношению к России, поскольку речь шла не о включении неевропейской страны в европейское культурное пространство, а лишь о модернизации одной из стран европейской периферии. Сквозь эту призму в статье рассматривается процесс восприятия западных нововведений, которые, вопреки установившейся терминологии, далеко не всегда могут быть определены как «европейские инновации».

    KW - europeanization

    KW - westernization

    KW - Russia

    KW - innovations

    KW - adaptation of innovations

    KW - diffusion waves

    KW - elites

    KW - "phenomenon of Bashmachkin"

    UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000379989200001

    UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=26113669

    M3 - Статья

    SP - 3

    EP - 20

    JO - Voprosy Istorii

    JF - Voprosy Istorii

    SN - 0042-8779

    IS - 6

    ER -