Аннотация
Представлен анализ проблем студенчества как одной из образовательных общностей с точки зрения перехода к нелинейной модели высшего образования. Рассматриваются такие нелинейные параметры образовательных стратегий студентов, как гибкость и вариативность форм высшего образования; реальное участие студентов в процессах управления, модернизации и развития высшего образования; субъектность образовательной общности студентов. В ходе анализа установлено, что для формирования образовательных стратегий деятельности студенчества существуют некоторые институциональные условия, однако они являются недостаточно благоприятными с позиции перехода к нелинейной модели высшего образования. К предпосылкам формирования нелинейных образовательных траекторий студентов прежде всего отнесены такие институциональные возможности, как обучение по индивидуальным образовательным траекториям и академическая мобильность. Однако результаты эмпирических исследований демонстрируют декларативность этих возможностей, отсутствие реальных механизмов и практики их реализации. Более того, вариативность высшего образования зачастую подменяется авторитарным решением руководства образовательной организации. В ходе исследования выявлено, что недостаток вариативности особенно остро ощущается в уровнях высшего образования, сроках обучения и формах вступительных испытаний. Относительно участия студентов в процессах управления высшим образованием также отмечается отсутствие декларируемых практик. Студенты в целом оценивают возможную степень влияния на образовательный процесс недостаточно высоко. Результаты исследований показывают отсутствие субъектности образовательной общности студентов как полноправного участника системы образования, их неготовность осуществлять осознанный и уверенный выбор в условиях вариативности, невысокую степень активности, инициативности и вовлеченности в образовательный процесс.
Переведенное название | INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR BUILDING STUDENTS' NON-LINEAR EDUCATIONAL STRATEGIES |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Журнал | Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки |
Номер выпуска | 4 |
Состояние | Опубликовано - 2016 |
ГРНТИ
- 04.51.00 Социология сфер социальной жизни, социальных явлений и институтов
Уровень публикации
- Перечень ВАК