ИСКУССТВО В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наталия Григорьевна Тагильцева

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Цель статьи заключается в раскрытии способов использования искусства в развитии навыков общения у младших школьников. Методология исследования базируется на идее о художественной коммуникации, совмещающей реальное и «квази» общение, в которую включены реальные (воспринимающие художественные объекты) и нереальные (автор, герой) субъекты. Методика исследования - анализ и обобщение литературы по проблемам художественного образования детей, анализ содержания требований ФГОС НОО. Результаты исследования - выявлено, что для успешного развития коммуникативных навыков учащихся можно использовать такое эффективное средство как искусство, в процессе его восприятия и рассуждения о нем можно создавать художественный диалог между реальными (дети и учитель), реальными (учащиеся, учитель) и нереальными (автор, герой художественного произведения) его членами. Сравнение авторской и собственной позиции, выраженной вербально, формулирование вопросов автору произведения, озвучивание собственной позиции и позиции героя, сравнение себя до и после восприятия художественного произведения способствуют развитию у младших школьников рефлексивных способностей и речевых навыков. Научная новизна исследования: раскрыта специфика объектной и субъектной позиции при восприятии искусства. Показано, что художественный диалог должен совмещать и объектную (характеристика содержания, формы, структуры произведения), и субъектную (диалог с автором, героем художественного произведения, с самим собой) позиции. Практическая значимость - представлены способы формирования коммуникативных навыков у детей в опоре на художественное общение: «минуты вопросов», идентификация с героем и автором художественного произведения, опора на жизненный опыт детей, музыкальные личностно ориентированные творческие задания. Проблема статьи заключается в раскрытии возможностей искусства в формировании у младших школьников коммуникативных навыков посредством взаимодействия с художественным произведением и его субъектами.
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)56-60
ЖурналИнновационные проекты и программы в образовании
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 2016

ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать