ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

В статье описываются результаты исследования жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выбор лиц с тяжелыми нарушениями речи обусловлен, прежде всего, высокой представленностью этой категории детей и подростков в популяции и возможностью успешной социализации и интеграции их в общество. Всего в работе приняли участие 46 подростков (34 юноши и 11 девушек), обучающихся в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); личностный опросник Г. Айзенка (EPI); методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана). Такие психологические корреляты жизнестойкости, как самооценка и притязания, экстраверсия - нейротизм, способы совладающего поведения применяются для уточнения специфики проявления жизнестойкости у испытуемых. Выявлено, что при низком уровне жизнестойкости подростков с ТНР, редко проявляется такой способ совладающего поведения, как «Дистанцирование». У подростков с ТНР, имеющих высокий уровень жизнестойкости обнаружен фактор, объединяющий жизнестойкость, «Вовлеченность» и шкалу «Признание» уровня самооценки, что, возможно, указывает на способность подростков с ТНР легче сверстников справляться с трудностями. В общей выборке респондентов найдена отрицательная связь между жизнестойкостью и стратегией «Избегание». В целом, подростки с ТНР по усредненным показателям жизнестойкости, контроля и принятия риска демонстрируют результаты, соответствующие нормативным показателям, однако определена необходимость обучать подростков с ТНР преодолевать, правильно относиться к получаемому опыту, накапливать уверенность в своих силах и осваивать адаптивные способы совладающего поведения.
Переведенное названиеRESILIENCE OF TEENAGERS WITH SEVERE SPEECH PATHOLOGY
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)121-130
Число страниц10
ЖурналПедагогическое образование в России
Номер выпуска9
СостояниеОпубликовано - 2018

Отпечаток

pathology
speech
experiment

ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать

@article{ae0a956b351a4bf5924d49dbab1b7bdc,
title = "ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ",
abstract = "В статье описываются результаты исследования жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выбор лиц с тяжелыми нарушениями речи обусловлен, прежде всего, высокой представленностью этой категории детей и подростков в популяции и возможностью успешной социализации и интеграции их в общество. Всего в работе приняли участие 46 подростков (34 юноши и 11 девушек), обучающихся в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); личностный опросник Г. Айзенка (EPI); методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана). Такие психологические корреляты жизнестойкости, как самооценка и притязания, экстраверсия - нейротизм, способы совладающего поведения применяются для уточнения специфики проявления жизнестойкости у испытуемых. Выявлено, что при низком уровне жизнестойкости подростков с ТНР, редко проявляется такой способ совладающего поведения, как «Дистанцирование». У подростков с ТНР, имеющих высокий уровень жизнестойкости обнаружен фактор, объединяющий жизнестойкость, «Вовлеченность» и шкалу «Признание» уровня самооценки, что, возможно, указывает на способность подростков с ТНР легче сверстников справляться с трудностями. В общей выборке респондентов найдена отрицательная связь между жизнестойкостью и стратегией «Избегание». В целом, подростки с ТНР по усредненным показателям жизнестойкости, контроля и принятия риска демонстрируют результаты, соответствующие нормативным показателям, однако определена необходимость обучать подростков с ТНР преодолевать, правильно относиться к получаемому опыту, накапливать уверенность в своих силах и осваивать адаптивные способы совладающего поведения.",
author = "Токарская, {Людмила Валерьевна} and Тенкачева, {Татьяна Рашитовна} and Григорьева, {Дарья Игоревна}",
year = "2018",
language = "Русский",
pages = "121--130",
journal = "Педагогическое образование в России",
issn = "2079-8717",
publisher = "Уральский государственный педагогический университет",
number = "9",

}

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. / Токарская, Людмила Валерьевна; Тенкачева, Татьяна Рашитовна; Григорьева, Дарья Игоревна.

В: Педагогическое образование в России, № 9, 2018, стр. 121-130.

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

TY - JOUR

T1 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

AU - Токарская, Людмила Валерьевна

AU - Тенкачева, Татьяна Рашитовна

AU - Григорьева, Дарья Игоревна

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - В статье описываются результаты исследования жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выбор лиц с тяжелыми нарушениями речи обусловлен, прежде всего, высокой представленностью этой категории детей и подростков в популяции и возможностью успешной социализации и интеграции их в общество. Всего в работе приняли участие 46 подростков (34 юноши и 11 девушек), обучающихся в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); личностный опросник Г. Айзенка (EPI); методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана). Такие психологические корреляты жизнестойкости, как самооценка и притязания, экстраверсия - нейротизм, способы совладающего поведения применяются для уточнения специфики проявления жизнестойкости у испытуемых. Выявлено, что при низком уровне жизнестойкости подростков с ТНР, редко проявляется такой способ совладающего поведения, как «Дистанцирование». У подростков с ТНР, имеющих высокий уровень жизнестойкости обнаружен фактор, объединяющий жизнестойкость, «Вовлеченность» и шкалу «Признание» уровня самооценки, что, возможно, указывает на способность подростков с ТНР легче сверстников справляться с трудностями. В общей выборке респондентов найдена отрицательная связь между жизнестойкостью и стратегией «Избегание». В целом, подростки с ТНР по усредненным показателям жизнестойкости, контроля и принятия риска демонстрируют результаты, соответствующие нормативным показателям, однако определена необходимость обучать подростков с ТНР преодолевать, правильно относиться к получаемому опыту, накапливать уверенность в своих силах и осваивать адаптивные способы совладающего поведения.

AB - В статье описываются результаты исследования жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выбор лиц с тяжелыми нарушениями речи обусловлен, прежде всего, высокой представленностью этой категории детей и подростков в популяции и возможностью успешной социализации и интеграции их в общество. Всего в работе приняли участие 46 подростков (34 юноши и 11 девушек), обучающихся в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); личностный опросник Г. Айзенка (EPI); методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана). Такие психологические корреляты жизнестойкости, как самооценка и притязания, экстраверсия - нейротизм, способы совладающего поведения применяются для уточнения специфики проявления жизнестойкости у испытуемых. Выявлено, что при низком уровне жизнестойкости подростков с ТНР, редко проявляется такой способ совладающего поведения, как «Дистанцирование». У подростков с ТНР, имеющих высокий уровень жизнестойкости обнаружен фактор, объединяющий жизнестойкость, «Вовлеченность» и шкалу «Признание» уровня самооценки, что, возможно, указывает на способность подростков с ТНР легче сверстников справляться с трудностями. В общей выборке респондентов найдена отрицательная связь между жизнестойкостью и стратегией «Избегание». В целом, подростки с ТНР по усредненным показателям жизнестойкости, контроля и принятия риска демонстрируют результаты, соответствующие нормативным показателям, однако определена необходимость обучать подростков с ТНР преодолевать, правильно относиться к получаемому опыту, накапливать уверенность в своих силах и осваивать адаптивные способы совладающего поведения.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36290243

M3 - Статья

SP - 121

EP - 130

JO - Педагогическое образование в России

JF - Педагогическое образование в России

SN - 2079-8717

IS - 9

ER -