КАТЕГОРИЯ "МЕТОД" В ДИДАКТИКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА Д. Н. КАРДОВСКОГО

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Статья описывает проблему терминологии, возникшую в результате внедрения в понятийные аппараты искусствознания и теории художественного образования политически ангажированных речевых конструктов. Доказывается противоречивость определений и устанавливается аутентичный смысл высказываний в оригинальном контексте. Оспариваются положения, выдвинутые рядом советских авторов о педагогическом методе Д. Кардовского. Выявляется, что категория «метод» остается до сих пор не отрефлексированной в теоретических исследованиях по теме, поскольку ранее рассматривалась отечественными авторами либо a priori, в качестве универсалистской категории, либо только как совокупность приемов. Понятие «метод», пользовавшееся благодаря Декарту популярностью в Н овое время и пережившее крайний ее пик в эпоху позитивизма в Европе, в Советском Союзе являлось активным конструктом и позже - в 1930-е гг., благодаря концепции РАПП. В статье исследуется советский дискурс категории «метод» и ее коннотации с близкими понятиями, такими как, например, «методика» (относительно выстроенная последовательность действий). Опровергаются описания преподавательской деятельности художника-педагога через категорию «реализма» или любого другого направления, течения или стиля. В противовес им предлагаются категории метода и профессиональной традиции. Художественная школа рассматривается в качестве места обучения изобразительной грамоте, что отличает ее от литературоведческого понимания школы как группы авторов, объединенных общей стилистической установкой. Понятия «метод» и «стиль» дифференцируются с целью отойти от советского литературоведческого понимания «школы», оперировавшего концептом метода социалистического реализма, калькированного советским искусствознанием как «творческий метод».
Переведенное названиеTHE CATEGORY OF 'METHOD' IN THE DIDACTICS OF ARTIST AND TEACHER D. N. KARDOVSKY
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)211-219
Число страниц9
ЖурналИзвестия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
Том20
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2018

Предметные области WoS

  • Гуманитарные науки, Междисциплинарные труды

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать