КОГНИТИВНАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Владимир Митрофанович Воронин, Марк Матусович Ицкович, Зинаида Афанасьевна Наседкина, Сергей Владимирович Курицын, Антон Алексеевич Кащеев, Юлия Александровна Москвина, Нина Николаевна Улижева

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Роль человека в больших транспортных человеко-машинных системах не снизилась после появления на железных дорогах автоматической блокировки, диспетчерской централизации, ЭВМ и других совершенных устройств. Все эти средства повышают информационную насыщенность контура управления, его возможности, но реализация этих возможностей пока остается функцией человека, а технологическая сложность принятия решений при этом растет. И так как все бóльшая часть сообщений теперь формируется и представляется техническими средствами, человек вынужден работать с общей абстрактной моделью объекта управления, учитывающей машинный характер вводимых в нее сообщений. Он должен постоянно дополнять общую модель частными моделями, достаточно точно описывающими свойства технических средств. Отсюда непрерывно увеличивается мощность общего множества состояний системы и число элементов, к которым эти состояния относятся. Переход на скоростное и высокоскоростное движение приводит к росту параметров объектов управления и к общей насыщенности среды этими объектами, т. е. происходит усложнение обстановки, в которой находится объект управления. Все это приводит и к росту требований к человеку из-за существенно уменьшающегося времени для принятия им решений и их реализации. В этой связи возрастают требования к подготовке специалистов высшей квалификации, что, в свою очередь, требует привлечения новых методов и средств. Когнитивные науки представляют собой междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой. Главная особенность и новация когнитивных наук в исследовании познания состоит в многодисциплинарном диалоге, порождающем общую почву у философии науки, нейронаук, теории информации, лингвистики, психологии. Актуальность проблематики когнитивных исследований определяется и особенностями развития современного общества. Такое объединение становится возможным в современных условиях шестого технологического уклада (the sixth technological order), который предусматривает наряду с развитием нанотехнологий (nanotechnology) интенсивное развитие когнитивных наук. Этот уклад характеризуется прежде всего тем, что на смену информационному обществу приходит общество, основанное на знании, и человек сегодня уже обладает такой мощной базой знаний, такой технологической силой, что неадек-ватное их применение может привести к очень серьезным последствиям. Наука постепенно интегрируется в организованную по новым принципам систему взаимодействия науки и технологии, главная черта которой - социально-практическая ориентированность. Отметим, что когнитивные модели и методологические подходы широко распространились в науке вообще, стали неотъемлемыми инструментами профессионалов в различных областях, причем не только на исследовательском, но и на практическом уровне. Без них все сложнее представить современные инженерные науки, теорию управления, медицину, педагогику социологию, политологию, экономику. В этой связи перед высшим образованием стоит задача разработки комплексного подхода, который позволил бы перевести на новый качественный уровень междисциплинарные исследования, включающие гуманитарные, естественные и точные науки. Сейчас в таком качестве выступает именно когнитивный подход, который предусматривает и решение традиционных для определенной науки проблем, но методами, учитывающими когнитивный аспект. В этот аспект включаются процессы восприятия, мышления, познания, понимания и принятия решений. Поэтому этот подход антропологический, и это первая причина, по которой именно когнитивный подход необходимо сделать методологическим основанием новой образовательной программы. Вторая причина: изучение когнитивной сферы не может ограничиваться рамками одной дисциплины, поэтому и возникает необходимость интеграции когнитивных исследований в различных областях. Ее осуществление невозможно без поддержки серьезной исследовательской программой, т. к. названная задача интеграции на данный момент далека от своего решения, что во многом определяется дисциплинарными границами. В статье приводится проблематика исследовательской программы. Важнейшим условием таких исследований является рефлексия собственных способов работы и попытка соотнести их с когнитивными проблемами. Также приводится содержание образовательной программы, которая предусматривает, с одной стороны, обучение конкретным дисциплинам, а с другой, обучение методологическим стратегиям смежных дисциплин. Предполагается, что специалисты будут способны проблемно мыслить, осознанно подходить к выбору исследовательских стратегий, устанавливать междисциплинарные контакты на основе определенных методологических и теоретических предпосылок, осуществлять когнитивно-ориентированные проекты с коллегами, специализирующимися в других областях гуманитарного, точного и естественного знаний.
Переведенное названиеCognitive science and education
Язык оригиналаРусский
ЖурналВестник Уральского государственного университета путей сообщения
Номер выпуска3(35)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2017

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «КОГНИТИВНАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать