Аннотация
Объектом данного исследования является сталинская культура. Целью работы было выявление специфики влияния макросоциального процесса модернизации на становление сталинской культуры
Основная гипотеза заключается в том, что, по нашему мнению, советская культура 30-50-х и все, что с ней связано, является результатом сталинской модернизации и не могла существовать вне этого макросоциального процесса. Благодаря тому, что этот процесс был неполноценным относительно европейской модернизации (и ее продуктов), весомую роль в ней играло искусство (соцреализм), которое одновременно являлось таким же средством модернизации, как и индустриализация. Искусство оказалось средством формирования системы представления о мире, являлось способом трансляции ценностей, что говорит о нем как способе воспроизводства сталинской культуры.
В ходе работы удалось выяснить, что сталинская модернизация как макросоциальный процесс обладает признаками западной модернизации, но ее инструментарий наследует много из того, что было в отечественной истории.
Советская модернизация обладала своим собственным преобразовательным пафосом в отношении переустройства человеческой жизни. Проект модернизации был направлен на достижение определенной социальной утопии, где большую роль играл бы труд как воспитательный механизм. Само существование человека в этой системе несло онтологический характер, труд – воспитательный. Соответственно реальность, в т.ч. трудовая, подменялась синтетическим образом желаемой действительности, которая примирялась с окружающим миром за счет дерализации. Искусство в такой ситуации становится реальным рычагом модернизации и способом построения определенной картины мира, который дополняет прочие рычаги: политический и экономический.
Основная гипотеза заключается в том, что, по нашему мнению, советская культура 30-50-х и все, что с ней связано, является результатом сталинской модернизации и не могла существовать вне этого макросоциального процесса. Благодаря тому, что этот процесс был неполноценным относительно европейской модернизации (и ее продуктов), весомую роль в ней играло искусство (соцреализм), которое одновременно являлось таким же средством модернизации, как и индустриализация. Искусство оказалось средством формирования системы представления о мире, являлось способом трансляции ценностей, что говорит о нем как способе воспроизводства сталинской культуры.
В ходе работы удалось выяснить, что сталинская модернизация как макросоциальный процесс обладает признаками западной модернизации, но ее инструментарий наследует много из того, что было в отечественной истории.
Советская модернизация обладала своим собственным преобразовательным пафосом в отношении переустройства человеческой жизни. Проект модернизации был направлен на достижение определенной социальной утопии, где большую роль играл бы труд как воспитательный механизм. Само существование человека в этой системе несло онтологический характер, труд – воспитательный. Соответственно реальность, в т.ч. трудовая, подменялась синтетическим образом желаемой действительности, которая примирялась с окружающим миром за счет дерализации. Искусство в такой ситуации становится реальным рычагом модернизации и способом построения определенной картины мира, который дополняет прочие рычаги: политический и экономический.
Переведенное название | The Conservative Modernization (an example of the USSR): Master's thesis |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Научный руководитель/консультант |
|
Состояние | Опубликовано - 2015 |
Ключевые слова
- Философия