КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО МИФА В СОВЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. 1917-1953 ГГ

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу: документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917-1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917-1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.

Переведенное названиеDesigning the Revolutionary Myth: Soviet Feature Films of 1917-1953
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)168-183
Число страниц16
ЖурналHerald of an archivist
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2017

Ключевые слова

    Предметные области WoS

    • История

    ГРНТИ

    • 03.00.00 ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

    Уровень публикации

    • Перечень ВАК

    Цитировать

    @article{88c01b37b161493392993e1b0be4e483,
    title = "КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО МИФА В СОВЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. 1917-1953 ГГ",
    abstract = "Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу: документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917-1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917-1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.",
    keywords = "Historical memory, feature films, historical myth, revolutionary myth, stages of formation, structure and images of the historical myth",
    author = "Mazur, {Liudmila N.}",
    year = "2017",
    language = "Русский",
    pages = "168--183",
    journal = "Herald of an archivist",
    issn = "2073-0101",
    publisher = "Russian Society of Historians and Archivists",
    number = "3",

    }

    КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО МИФА В СОВЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. 1917-1953 ГГ. / Mazur, Liudmila N.

    В: Herald of an archivist, № 3, 2017, стр. 168-183.

    Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

    TY - JOUR

    T1 - КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО МИФА В СОВЕТСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. 1917-1953 ГГ

    AU - Mazur, Liudmila N.

    PY - 2017

    Y1 - 2017

    N2 - Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу: документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917-1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917-1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.

    AB - Интерес к художественному кинематографу как историческому источнику в профессиональном сообществе историков стабильно растет. Обладая способностью отражения реальности через конструируемые образы, кинематограф способен дать достоверную информацию не только о фактах сознания и поведения, но и о событиях прошлого, правда в преобразованном виде, через призму представлений авторов кинопроизведения. Можно говорить о разных способах отражения реальности, свойственных кинематографу: документальном, реалистичном, фантазийном, романтическом и проч. Среди них особое место занимает мифологический способ отражения, который часто бывает связан с реализацией задач пропаганды и конструирования исторической памяти. Такие функции, в частности, выполнял кинематограф в раннесоветском обществе, когда на него были возложены задачи агитации и пропаганды новых социалистических ценностей и коммунистического воспитания. В статье рассматривается роль советского кинематографа в конструировании советского исторического мифа, в том числе революционного мифа «сотворения». Он составляет сердцевину мифологического цикла, включающего не только космогонические представления, но и этиологические (миф преображения); эсхатологические (миф о конце света); миф о золотом веке. В совокупности они формируют мифологическую картину прошлого, настоящего и будущего. На основе жанрово-тематического анализа фильмографии 1917-1953 гг. выделены основные этапы конструирования советского исторического мифа, его образная структура, а также трансформация образов под влиянием политико-идеологических процессов в советском обществе. В качестве исторического источника рассматривается массив художественных фильмов историко-революционного жанра, снятых в СССР в 1917-1953 гг. В общей сложности было проанализировано около 100 фильмов, из которых 18 фильмов посвящено событиям 1917 г. Автором выделены наиболее значимые произведения, определившие визуальный образный ряд и интерпретационные подходы к характеристике событий Октября 1917 г.

    KW - Historical memory

    KW - feature films

    KW - historical myth

    KW - revolutionary myth

    KW - stages of formation

    KW - structure and images of the historical myth

    UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000437259900013

    UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=29911259

    M3 - Статья

    SP - 168

    EP - 183

    JO - Herald of an archivist

    JF - Herald of an archivist

    SN - 2073-0101

    IS - 3

    ER -