К проблеме описания методики лингвоаксиологического анализа (на материале диалогического общения носителей просторечной лингвокультуры)

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Статья посвящена описанию процедуры лингвоаксиологического анализа разговорной речи, характеризующейся реализацией разнообразных коммуникативных прав, в том числе права на аксиологическую свободу выражения мыслей и чувств. Материалом послужил корпус текстов-разговоров горожан-уральцев - носителей просторечия. Авторами выделены базовые (прямые) и дополнительные (косвенные) языковые сигналы вербализации ценностных представлений и установок. На конкретных примерах показана процедура экспликации имплицитных ценностных смыслов. Представления и установки рассматриваются как когнитивные структуры - особые формы хранения знаний и оценок, которые могут быть реконструированы и поддержаны / отвергнуты коммуникантами в процессе речи. Вводятся понятия интегремы и дезинтегремы как вербально выраженных концептуальных единиц аксиосферы лингвокультуры. Доказано, что функциональный статус концептуальной единицы проявляется в конкретной ситуации общения и способствует солидаризации или разобщению коммуникантов на основании общности или разности модусных установок. Поднимается вопрос о том, что аксиологической заряженностью могут характеризоваться контексты, формально лишенные языковых и речевых оценочных средств. Предложенная методика позволяет выявлять базовые национальные ценностные константы, обеспечивающие устойчивость личности и преемственность типов поведения в лингвокультуре.
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)121-132
Число страниц12
ЖурналНаучный диалог
Номер выпуска11(59)
СостояниеОпубликовано - 2016

    Fingerprint

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать