«Малой кровью, могучим ударом…»: Особенности конструирования образа Красной армии в советском предвоенном газетном дискурсе

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Настоящая работа посвящена исследованию влияния идеологизированной социально-политической среды предвоенной Советской России на газетные тексты о развитии Красной армии, уровне ее боевой готовности, классовом характере формирования, ключевых политических установках обучения и воспитания, роли в обеспечении безопасности страны от воздействия внутренних и внешних врагов. В статье ставится задача проанализировать аспекты детерминирования публикаций о Красной армии политическими установками большевистской идеологии, выявить основные концепты советского предвоенного газетного дискурса, формирующие образ армии у военного и гражданского читателя. На многочисленных примерах из материалов главных газет страны показаны особенности функционирования этих концептов в дискурсе средств массовой информации предвоенного периода.
Для реализации замысла и цели статьи использована методология критического дискурс-анализа, в ходе которого выявляются, классифицируются и характеризуются концептуализированные определения и политические метафоры, использованные в публикациях советских газет 1937–1940 гг.
Источниками для анализа послужили публикации советских газет «Красная звезда», «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», посвященные различным вопросам развития Красной армии за 1937–1940 гг. Всего изучено более 50 публикаций, отобранных по ключевым словам армия, война, оборона, большевизм, враг.
На основе проведенного исследования отобранных газетных публикаций делаются выводы о пропагандистском характере текстов о Красной армии. В этих текстах реальный журналистский анализ успехов и проблем боевой подготовки заменяется концептами политической агитации и пропаганды. Концепты носят характер аксиом, не нуждаются в доказательствах и призваны сформировать у читателей идеальный образ армии, готовой победить любого врага с небольшими потерями и на его территории.
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)245-254
Число страниц10
ЖурналИзвестия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
Том21
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

Ключевые слова

  • army
  • war
  • discourse
  • defense
  • Bolshevism
  • enemy
  • party
  • people

Предметные области WoS

  • Гуманитарные науки, Междисциплинарные труды

ГРНТИ

  • 16.00.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать

@article{9e0cac736c35447db01f6e4d6eedf6fe,
title = "«Малой кровью, могучим ударом…»: Особенности конструирования образа Красной армии в советском предвоенном газетном дискурсе",
abstract = "Настоящая работа посвящена исследованию влияния идеологизированной социально-политической среды предвоенной Советской России на газетные тексты о развитии Красной армии, уровне ее боевой готовности, классовом характере формирования, ключевых политических установках обучения и воспитания, роли в обеспечении безопасности страны от воздействия внутренних и внешних врагов. В статье ставится задача проанализировать аспекты детерминирования публикаций о Красной армии политическими установками большевистской идеологии, выявить основные концепты советского предвоенного газетного дискурса, формирующие образ армии у военного и гражданского читателя. На многочисленных примерах из материалов главных газет страны показаны особенности функционирования этих концептов в дискурсе средств массовой информации предвоенного периода.Для реализации замысла и цели статьи использована методология критического дискурс-анализа, в ходе которого выявляются, классифицируются и характеризуются концептуализированные определения и политические метафоры, использованные в публикациях советских газет 1937–1940 гг.Источниками для анализа послужили публикации советских газет «Красная звезда», «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», посвященные различным вопросам развития Красной армии за 1937–1940 гг. Всего изучено более 50 публикаций, отобранных по ключевым словам армия, война, оборона, большевизм, враг.На основе проведенного исследования отобранных газетных публикаций делаются выводы о пропагандистском характере текстов о Красной армии. В этих текстах реальный журналистский анализ успехов и проблем боевой подготовки заменяется концептами политической агитации и пропаганды. Концепты носят характер аксиом, не нуждаются в доказательствах и призваны сформировать у читателей идеальный образ армии, готовой победить любого врага с небольшими потерями и на его территории.",
keywords = "army, war, discourse, defense, Bolshevism, enemy, party, people",
author = "Amirov, {Valery M.}",
year = "2019",
doi = "10.15826/izv2.2019.21.3.059",
language = "Русский",
volume = "21",
pages = "245--254",
journal = "Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки",
issn = "2227-2283",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "3",

}

TY - JOUR

T1 - «Малой кровью, могучим ударом…»: Особенности конструирования образа Красной армии в советском предвоенном газетном дискурсе

AU - Amirov, Valery M.

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Настоящая работа посвящена исследованию влияния идеологизированной социально-политической среды предвоенной Советской России на газетные тексты о развитии Красной армии, уровне ее боевой готовности, классовом характере формирования, ключевых политических установках обучения и воспитания, роли в обеспечении безопасности страны от воздействия внутренних и внешних врагов. В статье ставится задача проанализировать аспекты детерминирования публикаций о Красной армии политическими установками большевистской идеологии, выявить основные концепты советского предвоенного газетного дискурса, формирующие образ армии у военного и гражданского читателя. На многочисленных примерах из материалов главных газет страны показаны особенности функционирования этих концептов в дискурсе средств массовой информации предвоенного периода.Для реализации замысла и цели статьи использована методология критического дискурс-анализа, в ходе которого выявляются, классифицируются и характеризуются концептуализированные определения и политические метафоры, использованные в публикациях советских газет 1937–1940 гг.Источниками для анализа послужили публикации советских газет «Красная звезда», «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», посвященные различным вопросам развития Красной армии за 1937–1940 гг. Всего изучено более 50 публикаций, отобранных по ключевым словам армия, война, оборона, большевизм, враг.На основе проведенного исследования отобранных газетных публикаций делаются выводы о пропагандистском характере текстов о Красной армии. В этих текстах реальный журналистский анализ успехов и проблем боевой подготовки заменяется концептами политической агитации и пропаганды. Концепты носят характер аксиом, не нуждаются в доказательствах и призваны сформировать у читателей идеальный образ армии, готовой победить любого врага с небольшими потерями и на его территории.

AB - Настоящая работа посвящена исследованию влияния идеологизированной социально-политической среды предвоенной Советской России на газетные тексты о развитии Красной армии, уровне ее боевой готовности, классовом характере формирования, ключевых политических установках обучения и воспитания, роли в обеспечении безопасности страны от воздействия внутренних и внешних врагов. В статье ставится задача проанализировать аспекты детерминирования публикаций о Красной армии политическими установками большевистской идеологии, выявить основные концепты советского предвоенного газетного дискурса, формирующие образ армии у военного и гражданского читателя. На многочисленных примерах из материалов главных газет страны показаны особенности функционирования этих концептов в дискурсе средств массовой информации предвоенного периода.Для реализации замысла и цели статьи использована методология критического дискурс-анализа, в ходе которого выявляются, классифицируются и характеризуются концептуализированные определения и политические метафоры, использованные в публикациях советских газет 1937–1940 гг.Источниками для анализа послужили публикации советских газет «Красная звезда», «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», посвященные различным вопросам развития Красной армии за 1937–1940 гг. Всего изучено более 50 публикаций, отобранных по ключевым словам армия, война, оборона, большевизм, враг.На основе проведенного исследования отобранных газетных публикаций делаются выводы о пропагандистском характере текстов о Красной армии. В этих текстах реальный журналистский анализ успехов и проблем боевой подготовки заменяется концептами политической агитации и пропаганды. Концепты носят характер аксиом, не нуждаются в доказательствах и призваны сформировать у читателей идеальный образ армии, готовой победить любого врага с небольшими потерями и на его территории.

KW - army

KW - war

KW - discourse

KW - defense

KW - Bolshevism

KW - enemy

KW - party

KW - people

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000488491200015

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=41335863

U2 - 10.15826/izv2.2019.21.3.059

DO - 10.15826/izv2.2019.21.3.059

M3 - Статья

VL - 21

SP - 245

EP - 254

JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

SN - 2227-2283

IS - 3

ER -