МЕТАФОРА "ФИГУРЫ И ФОНА" КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Результат исследований: Вклад в журналСтатьярецензирование

Аннотация

Цели данной статьи: рассмотрение специфики кинематографической реальности, по аналогии с понятием «художественная реальность», а также попытка сформировать познавательную схему для анализа кинореальности. В статье описываются основные черты кинематографической реальности, при помощи анализа которой можно лучше понять кинематограф как вид искусства, обладающий особой аффективностью и временной структурой. Понятие «реальность» трактуется феноменологически как особое переживание, возникающее при просмотре фильма. Автор делает вывод о том, что метафора фигуры и фона, являясь познавательной схемой для исследования повседневной реальности в социальных науках, становится не менее важной познавательной схемой и для изучения феномена кинематографа, поскольку именно фон и создает то особое переживание, иллюзию реальности, которая возникает при просмотре фильма. Затем рассматриваются особенности кинематографического хронотопа и конкретные приемы, используемые кинематографом для конструирования пространства «вне поля» кадра, которое является важной частью кинематографической реальности. Описывается правдоподобный характер кинематографического образа, корни которого прослеживаются в коллективном способе производства, особенностях пространства и времени фильма. В статье делается вывод о том, что кинематографическая реальность существенно отличается от художественной реальности литературы, живописи или театра. Самое главное отличие в том, что в кинематографе намного ниже роль самого субъекта-зрителя, он находится в ситуации, когда потенциальность художественной реальности осуществляется независимо от него, в отличие от других видов искусств, происходит актуализация виртуальности. В кино осуществляется произвольность образов-репрезентантов, техническая репрезентация глубины пространства и длительности времени, создается опыт переживания целостной, самостоятельной реальности.
Переведенное названиеMetaphor of "Figure and Background" as a Cognitive Scheme for the Analysis of Cinematic Reality
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)186-190
Число страниц5
ЖурналЯрославский педагогический вестник
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

ГРНТИ

  • 13.00.00 КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Fingerprint

Подробные сведения о темах исследования «МЕТАФОРА "ФИГУРЫ И ФОНА" КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать