Аннотация
Средние эпические жанры в творчестве И.С. Тургенева всегда
привлекали литературоведов. Однако «Рассказ отца Алексея» становился предметом исследования довольно редко и рассматривался в ряду так называемых «таинственных повестей» писателя. Еще реже при его анализе учитывалась нарративная структура произведения. Большинство исследователей выносили за скобки тот факт, что перед нами – рамочная конструкция и двуголосое слово: основной субъект речи – не отец Алексей. Речь этого героя представлена в произведении не как самостоятельная развернутая реплика-исповедь, возникшая в разговоре двух персонажей (повествователя и отца Алексея), а в пересказе этого повествователя.
Таким образом, появляется особый образец двуголосого слова: внутреннее слово сохраняет здесь четкие границы и в смысловом отношении не смешивается с голосом основного субъекта речи – анонимного повествователя; но в то же время
оно включено в состав объемлющего высказывания. При этом слово отца Алексея теряет диалогичность, не требует ответа. Кроме того, отец Алексей изображен в произведении человеком, отличным от всех других сельских священников. Важно также принять во внимание и дистанцию (пространственную и временную), с какой ведется повествование основного субъекта речи. Внутренняя история, данная в слове отца Алексея и включенная в высказывание анонимного повествователя, облечена в жанровую форму повести: она основана на циклическом сюжете, ориентирована на притчевые истории, завершена и оценена с более высокой –
авторитетной – позиции. Однако учет нарративной структуры позволяет считать, что «Рассказ отца Алексея» в жанровом отношении – это не повесть, а художественный очерк, цель которого – изобразить психологический тип человека
привлекали литературоведов. Однако «Рассказ отца Алексея» становился предметом исследования довольно редко и рассматривался в ряду так называемых «таинственных повестей» писателя. Еще реже при его анализе учитывалась нарративная структура произведения. Большинство исследователей выносили за скобки тот факт, что перед нами – рамочная конструкция и двуголосое слово: основной субъект речи – не отец Алексей. Речь этого героя представлена в произведении не как самостоятельная развернутая реплика-исповедь, возникшая в разговоре двух персонажей (повествователя и отца Алексея), а в пересказе этого повествователя.
Таким образом, появляется особый образец двуголосого слова: внутреннее слово сохраняет здесь четкие границы и в смысловом отношении не смешивается с голосом основного субъекта речи – анонимного повествователя; но в то же время
оно включено в состав объемлющего высказывания. При этом слово отца Алексея теряет диалогичность, не требует ответа. Кроме того, отец Алексей изображен в произведении человеком, отличным от всех других сельских священников. Важно также принять во внимание и дистанцию (пространственную и временную), с какой ведется повествование основного субъекта речи. Внутренняя история, данная в слове отца Алексея и включенная в высказывание анонимного повествователя, облечена в жанровую форму повести: она основана на циклическом сюжете, ориентирована на притчевые истории, завершена и оценена с более высокой –
авторитетной – позиции. Однако учет нарративной структуры позволяет считать, что «Рассказ отца Алексея» в жанровом отношении – это не повесть, а художественный очерк, цель которого – изобразить психологический тип человека
Переведенное название | The Narrative Structure and the Problem of the Genre in I.S. Turgenev's "Father Alexey's Story" |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 149-159 |
Число страниц | 11 |
Журнал | Novyi filologicheskii vestnik-New philological bulletin |
Номер выпуска | 50 |
DOI | |
Состояние | Опубликовано - 2019 |
Ключевые слова
- I.S. Turgenev
- "Father Alexey's Story"
- "Mysterious Tales" by I. S . Turgenev
- narrative frame
- two-voiced word
- genre
- story
- feature article
Предметные области WoS
- Литература
ГРНТИ
- 17.00.00 ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Уровень публикации
- Перечень ВАК