Аннотация
Несмотря на споры о ценности и актуальности образования по модели liberal arts and sciences (LAS) для современной высшей школы, особенно отчетливо звучащие в американской литературе, оно играет все более заметную роль в продвижении всестороннего образования, воплощенного в ориентированном на учащихся подходе к преподаванию и обучению. Определяемое как обеспечение широкой, междисциплинарной основы с последующей специализацией, образование по модели LAS также развивает такие навыки 21 века, как критическое мышление, решение проблем, эффективные коммуникации и т.п., тем самым позволяя студентам адаптироваться к постоянно изменяющимся обстоятельствам и готовя их отвечать вызовам будущего. Цели исследования: изучить аргументы как обосновывающие пользу образования по модели LAS, так и демонстрирующие его неоднозначность и сложность его реализации (в т.ч. в российских реалиях). Также исследуются форматы LAS. Для достижения данных целей авторы используют методы сравнительного анализа и систематизации, а также диалектический, историко-культурологический и социально-философский подходы. Результатами исследования стали выявление эпистемологических, экономических, социогуманистических, педагогических и методических аргументов в пользу LAS, а также установление практических и философско-образовательных аргументов, говорящих о парадоксальности, сложности и неоднозначности LAS. Систематизация и демонстрация диалектической связи данных аргументов (преимуществ и ограничений LAS) составляет научную новизну нашего эссе. В заключении авторы обосновывают необходимость перехода российских университетов к модели LAS ради повышения их конкурентоспособности. Определяется, что наиболее оптимальным для российских условий форматом LAS является формат «ядерной программы».
Переведенное название | Образование по модели liberal arts and sciences в российской высшей школе: понятие, форматы, преимущества и ограничения |
---|---|
Язык оригинала | Английский |
Страницы (с-по) | 10-22 |
Число страниц | 13 |
Журнал | Perspektivy Nauki i Obrazovania |
Том | 46 |
Номер выпуска | 4 |
DOI | |
Состояние | Опубликовано - 2020 |
Ключевые слова
- Baccalaureate
- Core curriculum
- Distribution requirements
- Liberal arts colleges
- Liberal education
- Open curriculum
- Philosophy of education
- Philosophy of educational perennialism
Предметные области ASJC Scopus
- Education
- Philosophy
ГРНТИ
- 02.00.00 ФИЛОСОФИЯ
Уровень публикации
- Перечень ВАК