ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ОЖИДАНИЯ И СТРАХИ

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

Предлагаемый к рассмотрению материал посвящен анализу одной из наиболее актуальных тем современной социологии молодежи - представлению подростков о самих себе, своих ценностях и своем будущем. На основе анализа личностных особенностей, присущих подросткам в 13-17-летнем возрасте, рассматриваются процессы самоидентификации и выбора жизненных целей молодыми людьми. В статье поднимается проблема размытости ожиданий и неопределенности жизненных планов современных подростков. Дается характеристика противоречий процесса выбора молодежью жизненных ориентиров, связанных как со сложной структурой самих жизненных планов, так и с отсутствием четкой системы показателей эффективности социализации в постиндустриальном обществе. Показаны основные характеристики, присущие образу будущего (поиск субъектности, рефлексивность, эмоциональность, целеустремленность), ключевые черты желаемого и нежелаемого будущего. Показана связь представления об успехе и счастье с ценностями семьи, работы, самореализации, материального благополучия, общения. Представление о желаемом будущем часто идет по типу «от обратного», формулируется через «я не хочу…» и основано на страхах и опасениях подростков - стать никому не нужными, одинокими, бедными, пьющими, такими, как все и т. п. В статье использованы материалы глубинных интервью и фокус-групп, проведенных среди подростков из малообеспеченных и обеспеченных семей, а также воспитанников детских домов в возрасте 13-17 лет в г. Екатеринбурге. Результаты качественного исследования, проведенного автором, дополняются сравнительным анализом с количественными данными других исследователей близкой проблематики. Раскрыта стереотипизированность и индивидуализированность представлений молодежи о своем будущем, особенно в дальних жизненных планах. Показано проявление феномена «эпистемологической ошибки поздней современности» на примере самопрезентации подростков г. Екатеринбурга, когда абсолютная уверенность в своих возможностях по достижению любых поставленных целей приводит к гиперответственности за свою биографию, сверхожиданиями, как следствие, потенциальным сильным разочарованиям и неспособности адаптироваться к объективной реальности.
Переведенное названиеTHE WAY OF THE FUTURE IN THE VIEWS OF TODAY’S YOUTH: EXPECTATIONS AND FEARS
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)97-106
Число страниц10
ЖурналLogos et Praxis
Том16
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2017

Отпечаток

anxiety
system of indicators
post-industrial society
emotionality
self-presentation
family work
personalization
reflexivity
frustration
happiness
socialization
subjectivity
qualitative research
Values
modernity
sociology
low income
confidence
well-being
uncertainty

ГРНТИ

  • 04.00.00 СОЦИОЛОГИЯ

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать

@article{7c6420a2e2174b73b46e2d687f0991b2,
title = "ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ОЖИДАНИЯ И СТРАХИ",
abstract = "Предлагаемый к рассмотрению материал посвящен анализу одной из наиболее актуальных тем современной социологии молодежи - представлению подростков о самих себе, своих ценностях и своем будущем. На основе анализа личностных особенностей, присущих подросткам в 13-17-летнем возрасте, рассматриваются процессы самоидентификации и выбора жизненных целей молодыми людьми. В статье поднимается проблема размытости ожиданий и неопределенности жизненных планов современных подростков. Дается характеристика противоречий процесса выбора молодежью жизненных ориентиров, связанных как со сложной структурой самих жизненных планов, так и с отсутствием четкой системы показателей эффективности социализации в постиндустриальном обществе. Показаны основные характеристики, присущие образу будущего (поиск субъектности, рефлексивность, эмоциональность, целеустремленность), ключевые черты желаемого и нежелаемого будущего. Показана связь представления об успехе и счастье с ценностями семьи, работы, самореализации, материального благополучия, общения. Представление о желаемом будущем часто идет по типу «от обратного», формулируется через «я не хочу…» и основано на страхах и опасениях подростков - стать никому не нужными, одинокими, бедными, пьющими, такими, как все и т. п. В статье использованы материалы глубинных интервью и фокус-групп, проведенных среди подростков из малообеспеченных и обеспеченных семей, а также воспитанников детских домов в возрасте 13-17 лет в г. Екатеринбурге. Результаты качественного исследования, проведенного автором, дополняются сравнительным анализом с количественными данными других исследователей близкой проблематики. Раскрыта стереотипизированность и индивидуализированность представлений молодежи о своем будущем, особенно в дальних жизненных планах. Показано проявление феномена «эпистемологической ошибки поздней современности» на примере самопрезентации подростков г. Екатеринбурга, когда абсолютная уверенность в своих возможностях по достижению любых поставленных целей приводит к гиперответственности за свою биографию, сверхожиданиями, как следствие, потенциальным сильным разочарованиям и неспособности адаптироваться к объективной реальности.",
author = "Абрамова, {Софья Борисовна}",
year = "2017",
doi = "10.15688/lp.jvolsu.2017.3.12",
language = "Русский",
volume = "16",
pages = "97--106",
journal = "Logos et Praxis",
issn = "2587-9715",
publisher = "Волгоградский государственный университет",
number = "3",

}

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ОЖИДАНИЯ И СТРАХИ. / Абрамова, Софья Борисовна.

В: Logos et Praxis, Том 16, № 3, 2017, стр. 97-106.

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

TY - JOUR

T1 - ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ОЖИДАНИЯ И СТРАХИ

AU - Абрамова, Софья Борисовна

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - Предлагаемый к рассмотрению материал посвящен анализу одной из наиболее актуальных тем современной социологии молодежи - представлению подростков о самих себе, своих ценностях и своем будущем. На основе анализа личностных особенностей, присущих подросткам в 13-17-летнем возрасте, рассматриваются процессы самоидентификации и выбора жизненных целей молодыми людьми. В статье поднимается проблема размытости ожиданий и неопределенности жизненных планов современных подростков. Дается характеристика противоречий процесса выбора молодежью жизненных ориентиров, связанных как со сложной структурой самих жизненных планов, так и с отсутствием четкой системы показателей эффективности социализации в постиндустриальном обществе. Показаны основные характеристики, присущие образу будущего (поиск субъектности, рефлексивность, эмоциональность, целеустремленность), ключевые черты желаемого и нежелаемого будущего. Показана связь представления об успехе и счастье с ценностями семьи, работы, самореализации, материального благополучия, общения. Представление о желаемом будущем часто идет по типу «от обратного», формулируется через «я не хочу…» и основано на страхах и опасениях подростков - стать никому не нужными, одинокими, бедными, пьющими, такими, как все и т. п. В статье использованы материалы глубинных интервью и фокус-групп, проведенных среди подростков из малообеспеченных и обеспеченных семей, а также воспитанников детских домов в возрасте 13-17 лет в г. Екатеринбурге. Результаты качественного исследования, проведенного автором, дополняются сравнительным анализом с количественными данными других исследователей близкой проблематики. Раскрыта стереотипизированность и индивидуализированность представлений молодежи о своем будущем, особенно в дальних жизненных планах. Показано проявление феномена «эпистемологической ошибки поздней современности» на примере самопрезентации подростков г. Екатеринбурга, когда абсолютная уверенность в своих возможностях по достижению любых поставленных целей приводит к гиперответственности за свою биографию, сверхожиданиями, как следствие, потенциальным сильным разочарованиям и неспособности адаптироваться к объективной реальности.

AB - Предлагаемый к рассмотрению материал посвящен анализу одной из наиболее актуальных тем современной социологии молодежи - представлению подростков о самих себе, своих ценностях и своем будущем. На основе анализа личностных особенностей, присущих подросткам в 13-17-летнем возрасте, рассматриваются процессы самоидентификации и выбора жизненных целей молодыми людьми. В статье поднимается проблема размытости ожиданий и неопределенности жизненных планов современных подростков. Дается характеристика противоречий процесса выбора молодежью жизненных ориентиров, связанных как со сложной структурой самих жизненных планов, так и с отсутствием четкой системы показателей эффективности социализации в постиндустриальном обществе. Показаны основные характеристики, присущие образу будущего (поиск субъектности, рефлексивность, эмоциональность, целеустремленность), ключевые черты желаемого и нежелаемого будущего. Показана связь представления об успехе и счастье с ценностями семьи, работы, самореализации, материального благополучия, общения. Представление о желаемом будущем часто идет по типу «от обратного», формулируется через «я не хочу…» и основано на страхах и опасениях подростков - стать никому не нужными, одинокими, бедными, пьющими, такими, как все и т. п. В статье использованы материалы глубинных интервью и фокус-групп, проведенных среди подростков из малообеспеченных и обеспеченных семей, а также воспитанников детских домов в возрасте 13-17 лет в г. Екатеринбурге. Результаты качественного исследования, проведенного автором, дополняются сравнительным анализом с количественными данными других исследователей близкой проблематики. Раскрыта стереотипизированность и индивидуализированность представлений молодежи о своем будущем, особенно в дальних жизненных планах. Показано проявление феномена «эпистемологической ошибки поздней современности» на примере самопрезентации подростков г. Екатеринбурга, когда абсолютная уверенность в своих возможностях по достижению любых поставленных целей приводит к гиперответственности за свою биографию, сверхожиданиями, как следствие, потенциальным сильным разочарованиям и неспособности адаптироваться к объективной реальности.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36849473

U2 - 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.12

DO - 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.12

M3 - Статья

VL - 16

SP - 97

EP - 106

JO - Logos et Praxis

JF - Logos et Praxis

SN - 2587-9715

IS - 3

ER -