ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО НОВО-ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Сегодня в обществе наблюдается интерес к древнерусскому культурному наследию. В том числе различными певческими коллективами делаются попытки реконструкции древнерусской церковно-певческой традиции, требующие научного осмысления. В статье в качестве примера такой реконструкции исследуется опыт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. При этом целью работы было определение степени обращения монастырского хора к живой традиции старообрядцев, представляющих собой религиозное меньшинство, но унаследовавших и продолживших развитие древнерусского литургического пения. Был решен ряд задач: охарактеризовать текущее состояние литургического пения старообрядцев; раскрыть особенности обучения крюковому пению в Ново-Тихвинском монастыре; определить, какие источники используются при составлении певческого репертуара; проанализировать особенности интерпретации и исполнения крюковой записи и текста богослужебных книг; изучить, как избранный сестрами репертуар реализуется в богослужебной практике. Для решения задач необходимо было собрать и проанализировать комплекс источников. В частности, были использованы метод включенного наблюдения (в том числе обучение крюковой нотации и вокалу в стенах Ново-Тихвинского монастыря монастыря, пение на клиросе в сестринском хоре и присутствие на богослужениях в старообрядческих общинах г. Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Риги, Уржума и поселков Уржумского и Малмыжского районов Кировской области), интервью, текстологический анализ певческих книг, сравнение литургического пения сестер Ново-Тихвинского монастыря с фонозаписями старообрядческих богослужений. В результате сделан вывод, что сестры Ново-Тихвинской обители создали оригинальную интерпретацию древнерусского литургического пения на основе частичного обращения к певческому искусству староверов. При реконструкции они обращаются к разным певческим традициям, связанным с древнерусской: старообрядческой, новообрядческой раннего Нового времени, используют элементы византийского церковно-певческого искусства, учитывают вкусы и потребности паствы современной Церкви.
Переведенное названиеTHE EXPERIENCE OF RECONSTRUCTION OF THE OLD RUSSIAN CHURCH-SINGING TRADITION ON THE EXAMPLE OF THE ALEXANDRO-NEVSKY NOVO-TIKHVINSKY CONVENT
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)107-123
Число страниц17
ЖурналВестник Екатеринбургской духовной семинарии
Номер выпуска2(26)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

ГРНТИ

  • 18.41.00 Музыка. Музыковедение

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО НОВО-ТИХВИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать