Аннотация
Введение. Дошкольное образование как стартовая ступень образовательной траектории индивида создает предпосылки становления личности ребенка, его физического, интеллектуального, морально-нравственного развития. Ключевую роль в этом процессе играет характер взаимодействия педагогического сообщества дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников этих учреждений. Цель публикации - опираясь на материалы эмпирико-социологического исследования, раскрыть особенности сотрудничества педагогов и родителей -субъектов системы дошкольного образования крупного промышленного города. Методология и методики. Эмпирической базой исследования стали анкетный опрос родителей, чьи дети посещают типичные дошкольные образовательные организации г. Екатеринбурга (n = 220), и полуформализованное интервью с воспитателями этих детских садов (n = 30). Выборка педагогов производилась методом основного массива. Результаты и научная новизна Изучение специфики взаимоотношений педагогов и родителей обнаружило рассогласованность их представлений о целевых установках дошкольного образования. Социальный запрос родителей заключается в сохранении и укреплении физического здоровья ребенка, а педагоги главной своей задачей считают развитие способностей воспитанников. При этом основным предметом совместных обсуждений родителей и педагогов являются вопросы организационного порядка (своевременная оплата, утренний прием ребенка и пр.). Сделан вывод о том, что во взаимодействии педагогов и родителей превалирует скорее пассивное принятие текущей ситуации, нежели активный настрой на реализацию принципов партнерства и сотрудничества. Главным барьером, затрудняющим становление партнерских отношений и включение семьи в совместную с педагогами деятельность по воспитанию ребенка, является высокая степень занятости родителей. Вместе с тем установлено, что родители доверяют воспитателям и признают их профессионализм. Это обстоятельство служит важной предпосылкой для становления, воспроизводства и развития партнерского взаимодействия субъектов дошкольного образования. Практическая значимость. Представленные в статье материалы предназначены для определения возможных направлений совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений. В первую очередь необходима организация комплексной системной работы по повышению педагогической культуры родителей и развитию специальных компетенций педагогов, позволяющих им на практике успешно реализовать принципы конструктивного сотрудничества с родительской общностью с целью полноценного, успешного, гармоничного воспитания подрастающего поколения.
Переведенное название | The Specifics of Parent-Teacher Interaction in Early Childhood Education |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 147-161 |
Число страниц | 15 |
Журнал | Образование и наука |
Том | 20 |
Номер выпуска | 1 |
DOI | |
Состояние | Опубликовано - 2018 |
Предметные области ASJC Scopus
- Education
- Developmental and Educational Psychology
- Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation
Предметные области WoS
- Образование и исследования в области образования
ГРНТИ
- 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
Уровень публикации
- Перечень ВАК