«ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ...»: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОМЫСЛИЯ В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (УГТУ-УПИ, НАЧАЛО 1990-х гг.)

Результат исследований: Вклад в журналОбзорная статьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе
Переведенное названиеOn the waves of our memory": The formation of differences of opinion in Russian history textbooks (USTU-UPI, early 1990s)
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)23-36
Число страниц14
ЖурналQuaestio Rossica
Том7
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 1 янв 2019

Отпечаток

textbook
Perestroika
history
interpretation
historian
history of schools
process of teaching
Teaching
educational institution
Russia
History
1990s
Waves
History Textbooks
Russian History
staff
curriculum
interaction
Historian

Ключевые слова

    Предметные области ASJC Scopus

    • Cultural Studies
    • Language and Linguistics
    • История
    • Visual Arts and Performing Arts
    • Linguistics and Language
    • Literature and Literary Theory

    Предметные области WoS

    • Гуманитарные науки, Междисциплинарные труды

    ГРНТИ

    • 03.00.00 ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

    Уровень публикации

    • Перечень ВАК

    Цитировать

    @article{0517c186b8e74a5d98856d671c632ba4,
    title = "«ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ...»: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОМЫСЛИЯ В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (УГТУ-УПИ, НАЧАЛО 1990-х гг.)",
    abstract = "В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе",
    keywords = "History teaching methods, History textbooks, Interpretation of the historical process, Tolerance",
    author = "Vladimir Zapary and Vladimir Kamynin and Boris Lichman",
    year = "2019",
    month = "1",
    day = "1",
    doi = "10.15826/qr.2019.1.360",
    language = "Русский",
    volume = "7",
    pages = "23--36",
    journal = "Quaestio Rossica",
    issn = "2311-911X",
    publisher = "Издательство Уральского университета",
    number = "1",

    }

    «ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ...»: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОМЫСЛИЯ В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (УГТУ-УПИ, НАЧАЛО 1990-х гг.). / Zapary, Vladimir; Kamynin, Vladimir; Lichman, Boris.

    В: Quaestio Rossica, Том 7, № 1, 01.01.2019, стр. 23-36.

    Результат исследований: Вклад в журналОбзорная статьяНаучно-исследовательскаярецензирование

    TY - JOUR

    T1 - «ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ...»: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОМЫСЛИЯ В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (УГТУ-УПИ, НАЧАЛО 1990-х гг.)

    AU - Zapary, Vladimir

    AU - Kamynin, Vladimir

    AU - Lichman, Boris

    PY - 2019/1/1

    Y1 - 2019/1/1

    N2 - В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе

    AB - В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе

    KW - History teaching methods

    KW - History textbooks

    KW - Interpretation of the historical process

    KW - Tolerance

    UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85064804767&partnerID=8YFLogxK

    UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=37296099

    UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000472133100002

    U2 - 10.15826/qr.2019.1.360

    DO - 10.15826/qr.2019.1.360

    M3 - Обзорная статья

    VL - 7

    SP - 23

    EP - 36

    JO - Quaestio Rossica

    JF - Quaestio Rossica

    SN - 2311-911X

    IS - 1

    ER -