Предвыборная агитационная кампания - 2016: аксиологический консерватизм и идеологический радикализм

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

В статье анализируются материалы предвыборной агитационной кампании - 2016, размещенные на страницах «Российской газеты» и «Областной газеты» (Екатеринбург). Основное внимание уделено текстам предвыборных программ партии власти - «Единая Россия» - и партии «Коммунисты России», впервые участвующей в выборах. Предмет анализа - речевые средства выражения ценностных предпочтений. Электорат «Единой России» - все граждане страны. Доказано, что в тексте программы стратегически задана ориентация на базовые ценности, неподвластные социальным катаклизмам. Выявлена внутритекстовая парадигма ментально специфических номинаций-интегрем, описаны отличающиеся человекоцентричностью аксиологические суждения и установки. Для лингвоаксиологической интерпретации выделены лексемы и формульные сочетания, семантика которых отражает приверженность партии идеям рыночной экономики. Специально исследуются речевые средства выражения идей, составляющих основу «новой философии» внешней политики. Доказано, что единицы советского лексикона используются по типу вкрапления, а стилистический облик агитационной кампании отличается доминированием аксиологического консерватизма, от которого демонстративно дистанцируется партия «Коммунисты России», противопоставляющая себя всем другим политическим силам. Электорат партии - россияне, сохранившие верность сталинским принципам общественного устройства. В ходе анализа охарактеризованы опознавательные вербальные знаки политического языка советской эпохи, реализованные в тексте предвыборной программы, выявлена базовая оппозиция «капитализм - социализм», отражающая биполярное восприятие мира средствами тоталитарного языка. Выделены грани идеологического радикализма советского образца: бескомпромиссность, признание единственно верным учения Ленина - Сталина, открытое использование в агитационных целях образа врага, конструирование упрощенной модели текущего времени, устремленного в советское прошлое, идеологический примитивизм.
Переведенное названиеElection Propaganda 2016: Axiological Conservatism and Ideological Radicalism
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)38-45
Число страниц8
ЖурналПолитическая лингвистика
Номер выпуска5
СостояниеОпубликовано - 2016

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать