Аннотация
Статья посвящена анализу автобиографической прозы Марины Цветаевой и акцентирует внимание преимущественно на специфике функционирования имен собственных и личных местоимений в соотнесенности с особенностью предметного мира прозы поэта. Материал анализа ограничен московским циклом зарисовок «Грабеж», «Расстрел царя», «Покушение на Ленина», «Чесотка», «Fräulein», «Ночевка в коммуне», «Воин Христов» и произведениями, посвященными отцу: очерк «Лавровый венок» (1933) и цикл новелл «Отец и его музей». В статье определены общие тенденции, свойственные автобиографической прозе Цветаевой: особая роль личных местоимений я / мой, местоимения мы / наш, выполняющих две функции: с одной стороны, они обозначают семейные события, с другой - указывают на психологическую атмосферу, свойственную семейному кругу. Обнаруживается прочная связь местоимений и предметного мира по мере разворачивания цветаевского текста. Предметность оказывается тесно взаимосвязана с категорией памяти и отражает взаимоотношения поэта с другими, что позволяет говорить о предметности как инструменте памяти. Формируются три ключевых для Цветаевой лейтмотива: восхищение, смерть и память, рассматриваемых не только в рамках статьи, но и характерных для ее творчества в целом.
Переведенное название | THE OBJECT WORLD AND THE SEMIOTICS OF PRONOUNS IN TSVETAEVA'S AUTOBIOGRAPHICAL PROSE |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 102-109 |
Число страниц | 8 |
Журнал | Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки |
Том | 19 |
Номер выпуска | 2 |
DOI | |
Состояние | Опубликовано - 2017 |
Предметные области WoS
- Гуманитарные науки, Междисциплинарные труды
ГРНТИ
- 16.41.00 Языки мира
Уровень публикации
- Перечень ВАК