Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде

Victor Panov, Eduard Patrakov

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Обсуждаются результаты изучения представлений педагогов и старшеклассников о тех рисках, которые могут возникать в их взаимодействиях с интернетом. Эмпирическая часть исследования проводилась на выборке педагогов (n=294) и школьников 9—11-х классов (n=180) с использованием анализа социальных представлений (коэффициент Абрика).Полученные данные показывают, что лишь небольшая часть (5 из 29) представлений педагогов о рискогенности коммуникативных взаимодействий в интернете связана с использованием интернета, и их основная часть формируется на основе общего понимания рискогенных форм поведения подростков. При этом обнаружена невысокая готовность педагогов помочь коллегам снизить риски, связанные с рискогенным поведением старшеклассников в интернете, лишь 41,5% педагогов показали такую готовность, но при условии повышения соответствующей квалификации. Получено подтверждение того, что представления педагогов и старшеклассников о рискогенности активного пользования интернетом резко отличаются друг от друга, что объясняется, по меньшей мере, двумя причинами. Во-первых, тем, что активное использование интернета не проявляется в нарушениях субъективного благополучия старшеклассников. Во-вторых, тем, что для старшеклассников интернет — это естественное средство и необходимое условие их повседневной жизни. В то время как, согласно имеющимся данным, лишь пятая часть педагогов считает, что обладает необходимыми навыками для свободного использования интернета в качестве средства своей педагогической деятельности. Для остальной же части педагогов интернет пока остается объектом, который надо осваивать и относиться к нему как к источнику угроз и рисков для психологического развития школьников.

Переведенное названиеRepresentations of Teachers and Elder Schoolchildren about the Risks of Interacting with the Internet
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)16-29
Число страниц14
ЖурналПсихологическая наука и образование
Том25
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020

Предметные области ASJC Scopus

  • Education
  • Developmental and Educational Psychology
  • Social Psychology

Предметные области WoS

  • Психология, Междисциплинарные труды

Цитировать