ПРОЗА ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГОЛОСА

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимодействия прозы О. Мандельштама и его поэзии 1930-1935-х гг. Цель работы состоит в подтверждении тезиса о прозе художника слова как эстетической основе его поздней лирики. Главная задача исследования предполагает впервые предпринимаемый и максимально полный литературоведческий анализ сквозных образов и мотивов мандельштамовских текстов, раскрывающий единую эстетическую природу его художественного творчества. Образы и мотивы толпы, болезни, страха, несвободы, насилия, разъятого тела и смерти являются результатом активного осмысления художником новой реальности и, по сути, беспощадным приговором ей. Конструируемые в произведениях «Египетская марка» и «Четвертая проза» по принципу столкновения остроконфликтных словесных элементов, эти образы и в поэзии Мандельштама выстраиваются по законам гротеска, предельного парадокса, логического разрыва. Таким образом, в ней создается пространство апокалиптических смыслов, атмосфера «конца» времен, свойственная всей поэзии ХХ в. Эстетическая и этическая позиция художника слова, обретенная им в прозе, становится той необходимой художественной основой, на которой строится его лирика 1930-1935 гг. На основе прозы О. Мандельштама в данный период рождаются его напряженные, провидческие строки, демонстрирующие неоспоримое единство художественного мира автора
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)138-143
Число страниц6
ЖурналВестник Пятигорского государственного университета
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 2015

    Fingerprint

ГРНТИ

  • 17.82.00 Произведения художественной литературы

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать