WORK WITH ENGLISH CORPORA AS A MEANS OF PROMOTING LEARNER AUTONOMY

Переведенное название: Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

1 Цитирования (Scopus)

Аннотация

Введение. Умение трудиться самостоятельно, готовность собственными силами проектировать и реализовывать индивидуальную траекторию обучения становятся сегодня ключевым условиями конкурентоспособности выпускников высшей школы. Однако в связи с тем, что в большинстве российских профессиональных учебных заведений образовательный процесс во время аудиторных занятий по-прежнему строится как односторонняя трансляция знаний педагогом, студенты не приобретают должных развитых навыков автономной учебной деятельности, которые весьма актуальны еще на стадии подготовки специалиста по причине возрастающей доли самостоятельной работы в программах вузов. Наиболее остро указанная проблема ощущается при изучении иностранных языков на продвинутом этапе, на котором трудности восприятия и запоминания иноязычной информации усугубляются в случае опоры студента исключительно на ресурсы родного языка. Цель публикации - продемонстрировать потенциал корпусов английского языка для его освоения в качестве иностранного и раскрыть возможности применения данных баз текстов для развития автономии обучающихся и повышения их лингвистической компетенции. Методология и методы. На начальном этапе работы был произведен широкомасштабный обзор научной литературы, касающейся темы изыскания. Методология корпусной лингвистики, систематизация, анализ и обобщение практики применения соответствующих этому прикладному направлению языкознания технологий и методов стали основой разработки авторской методики обучения иностранным языкам, которая, в свою очередь, послужила инструментарием экспериментальной части исследования. Результаты и научная новизна. Обозначены факторы формирования учебной автономии студентов и роль педагога-фасилитатора в этом процессе. Сконструирована и описана система заданий, сочетающая традиционные аудирование, интенсивное и экстенсивное чтение с корпусными лингвистическими задачами, предназначенными для самостоятельной работы студентов. Предлагаемая методика была апробирована в ходе педагогического эксперимента, проводившегося в течение пяти месяцев в Институте иностранных языков Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург). Итоги инновационного обучения одной из академических групп (n = 13 человек) и сравнение их с обычными показателями подготовки, осуществляющейся привычными, давно укоренившимися средствами, убедительно доказывают эффективность нового подхода к преподаванию дисциплины «Иностранный язык» и прямую зависимость уровня лингвистической компетенции от уровня учебной автономии студентов. Выполнение корпусных заданий, способствуя становлению и совершенствованию субъектности студентов, значительно повышает их мотивацию и успеваемость. Практическая значимость. Автор надеется, что материалы статьи будут полезны преподавателям иностранных языков на любой ступени системы образования. Полученные результаты могут стать базой для продолжения теоретического и эмпирического изучения условий развития автономии обучающихся, а также влияния различных форм самостоятельной и аудиторной работы на данный процесс. Дополнительный интерес представляет опыт использования в эксперименте интернет-корпуса GloWbE, пока мало известного в России.
Переведенное названиеПрофориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ
Язык оригиналаАнглийский
Страницы (с-по)66-87
Число страниц22
ЖурналОбразование и наука
Том20
Номер выпуска8
DOI
СостояниеОпубликовано - окт 2018

Предметные области ASJC Scopus

  • Education
  • Developmental and Educational Psychology
  • Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation

Предметные области WoS

  • Образование и исследования в области образования

ГРНТИ

  • 14.35.00 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать