ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ В КОМАНДЕ

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

Предметом исследования явились индивидуально-психологические особенности обучения навыкам работы в команде. Актуальность темы исследования обусловлена решением задач профессиональной подготовки специалистов навыкам взаимодействия в команде, а также дефицитом эмпирических данных о психологических механизмах педагогического воздействия на эффективность процесса командообразования. Цель исследования состояла в сравнении индивидуальных особенностей студентов и характера их взаимосвязей, определяющих тип командного взаимодействия. Достижение поставленной цели и проверка гипотезы исследования производилась на выборке студенческих команд (N=111) при помощи квазиэкспериментального плана. Были использованы дизайн сравнения и корреляционный дизайн. Психодиагностические методы: EPI Г. Айзенка, тест АКТ-70 К. У. Эттриха, опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, методика «Индекс жизненного стиля» (в адаптации Л.И. Вассермана и др.), характерологический опросник Г. Шмишека, методика самооценки личности А. Будасси. Статистические методы: критерий Краскела-Уоллиса, коэффициент корреляции Спирмена. На основании установленных результатов эмпирически выделены и описаны типы команд: «Интровертированный», «Тревожно-интеллектуальный», «Неустойчивый», «Нарциссический», «Агрессивно-манипулятивный». Определена сопоставимость ряда типов команд с чертами «темной триады-тетрады». Новизна исследования состоит в эмпирическом обосновании дифференциального подхода в обучении навыкам командной работы, а также выделении двух основных направлений педагогической работы со студентами. Первое связано с преодолением социальной неуверенности посредством интеллектуального самоутверждения. Второе - с обнаруженным у студентов стремлением к контролю над эмоциями и объектом отношений. Предложенные рекомендации при работе с каждым типом команды могут применяться в педагогической практике высшей школы.
Переведенное названиеPSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF TEAMWORK TRAINING
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)31-42
Число страниц12
ЖурналПсихология и психотехника
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020

ГРНТИ

  • 15.00.00 ПСИХОЛОГИЯ

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ В КОМАНДЕ». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать